Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым высказана позиция о возможности внесения в муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы сноса зеленых насаждений на территории соответствующего поселения, изменений, допускающих возможность распоряжаться муниципальным образованиям вопросами компенсационного озеленения, удалением и пересадкой зеленых насаждений, произрастающих на землях и земельных участках, расположенных в границах муниципального образования:

- федеральной собственности, при наличии согласования собственника земельного участка, если федеральным законодательством не установлен иной порядок;

- находящихся в собственности Республики Крым, при наличии согласования собственника земельного участка, если законодательством Республики Крым не установлен иной порядок.

Право внести такие изменения в муниципальные порядки сноса зеленых насаждений и административные регламенты выдачи разрешений на снос зеленых насаждений остается за муниципальными образованиями.

Анализ действующего федерального, регионального законодательства и судебной практики по рассматриваемым правоотношениям показал, что правовых, законных оснований для внесения изменений в Регламент предоставления муниципальной услуги «выдача разрешения на снос зеленых насаждений» либо иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы сноса зеленых насаждений, по изложенным в письмах Минприроды основаниям не имеется. Для внесения любого вида изменений в муниципальные нормативные правовые акты необходимы установленные законом основания (положения федерального или регионального законодательства (в случае если нормами федерального законодательства определенный вид правоотношений отнесен к урегулированию на региональном уровне)).

В прилагаемом письме приведена следующая формулировка: «Указанным письмом Минприроды считает целесообразным внести изменения…» Эта формулировка предлагает муниципальным образованиям рассмотреть вопрос о возможном внесении изменений в муниципальные НПА, требовать от муниципальных образований они не могут, так как отсутствуют нормы законодательства, которые бы обязывали их это сделать.

Органы местного самоуправления принимают муниципальные нормативные правовые акты в рамках установленных законом полномочий, отнесенных к вопросам местного значения.

Вместе с тем ни одной нормы федерального закона либо регионального закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению зелеными насаждениями, расположенными на земельных участках, находящихся в федеральной собственности либо собственности Республики Крым, в границах поселения, не имеется.

Так, в соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Федерального закона либо регионального закона, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются полномочиями по выдаче порубочных билетов на снос зеленых насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной либо региональной собственности, с согласия собственника, не имеется. Более того, ни на федеральном, ни на региональном уровне не урегулирована процедура такого согласования. Орган местного самоуправления не имеет права утверждать процедуру такого согласования, так как не уполномочен регулировать действия и сроки этих действий федеральных и региональных органов власти.

Приведенная позиция подкреплена судебной практикой (см. апелляционное определение Заволжского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 18 января 2021 г. по делу № 11-1/2021; апелляционное определение СК по административным делам Магаданского областного суда от 09 декабря 2020 г. по делу № 33а-955/2020).

Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа также отнесена к вопросам местного значения городского округа (п. 2 ст. 7).

В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, а его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. При этом на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

В целях охраны окружающей среды городских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования, а также лесопарковые зеленые пояса (п. 3 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частями 1 и 3 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Более того, собственники земельных участков обязаны в силу требований ст. 42 ЗК РФ осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе принимать меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

При этом в силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании изложенного судебная коллегия соглашается с суждениями суда первой инстанции о том, что, по смыслу федеральных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория является собственностью муниципального образования или включена в состав зеленого фонда.

В связи с этим право регулирования отношений по сносу зеленых насаждений вне указанных земельных участков и зеленой зоны органам местного самоуправления не предоставлено.

Более того, согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 25 августа 2015 г. № 496 «Об утверждении Порядка удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым» действие настоящего Порядка распространяется на зеленые насаждения на землях, находящихся в собственности Республики Крым.

Удаление (снос, уничтожение), а также пересадка зеленых насаждений в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, осуществляется на основании разрешения, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – исполнительный орган Республики Крым в сфере экологии и природопользования).

Исполнительный орган Республики Крым в сфере экологии и природопользования в установленном порядке разрабатывает и утверждает соответствующий административный регламент по выдаче разрешений на удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым.

Указанным порядком не предусмотрена возможность выдачи разрешений на снос зеленых насаждений с земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, муниципальными образованиями Республики Крым после согласования с собственником.

Действие настоящего Порядка не распространяется на зеленые насаждения, в том числе произрастающие на землях федеральной, муниципальной и частной собственности, за исключением зеленых насаждений, произрастающих на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым.

Помимо этого, на портале Правительства Республики Крым размещены Типовые (модельные) административные регламенты предоставления муниципальных услуг, которые органы местного самоуправления в рамках формирования единого правового пространства обязаны использовать. Типовой административный Регламент «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений» не предусматривает возможность выдачи разрешений на снос зеленых насаждений с земельных участков, находящихся в федеральной либо региональной собственности.