Действительно, нормы Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), вступившие в силу с 10 ноября 2011 года, вводят новую форму периодического распространения массовой информации - сетевое издание, представляющее собой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вместе с тем, оценивая возможность использования сетевого издания в качестве официального публикатора муниципальных правовых актов, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, статья 12 Закона о СМИ освобождает органы государственной власти и органы местного самоуправления от регистрации средств массовой информации, создаваемых исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. В то же время, Закон о СМИ единственным признаком, отличающим обычный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от сетевого средства массовой информации, считает регистрацию сайта в «качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом» (статья 2). Статьей 8 прямо установлено, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Таким образом, Интернет-сайт, хотя и созданный органами власти, но не прошедший в установленном Законом о СМИ порядке регистрацию, статуса средства массовой информации приобрести не может.
Во-вторых, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 17; далее - Федеральный закон) в целях опубликования муниципальных правовых актов относит к полномочиям органов местного самоуправления учреждение только печатного средства массовой информации. Следовательно, выступать учредителями средств массовой информации, распространяемых в иных формах, органы местного самоуправления не вправе. В регистрации сетевого средства массовой информации органу местного самоуправления должно быть отказано на основании пункта 1 части первой статьи 13 Закона о СМИ.
В-третьих, размещение информации в сети «Интернет» в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (обнародование). Положения ряда законодательных актов (например, Градостроительного кодекса Российской Федерации (например, части 9, 14 статьи 24, часть 7 статьи 28), Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (например, статья 10) и др.) предусматривают распространение определенной информации через сеть «Интернет» (помимо опубликования в печати). Такое распространение осуществляется путем размещения тех или иных сведений (данных) на официальных страницах (сайтах) органов власти. Однако анализ указанных законодательных актов позволяет сделать вывод о вспомогательном значении электронного способа распространения информации по отношению к печатному. К тому же требования использовать для этого сетевые средства массовой информации законодатель не устанавливает.
В качестве общего критерия общедоступности и для опубликования, и для обнародования следует рассматривать доступность распространяемой информации без применения специальных технических средств. К сожалению, данному критерию сеть «Интернет» в настоящее время не отвечает. Следовательно, муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, обнародованными.
С учетом изложенного, опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов только в сетевых издания не может быть признано допустимым. Регистрация официальных сайтов муниципальных образований (органов местного самоуправления) в качестве сетевых изданий является не только неправомерной, но и нецелесообразной.