Действующее законодательство не содержит прямого запрета в части перехода на индивидуальное отопление жилого помещения. Однако для этого необходимо, чтобы схема теплоснабжения многоквартирного дома (а не только квартиры, в которой планируется переустройство) технически позволяла такое переустройство, а для установления такой возможности требуется проект переустройства всей системы теплоснабжения многоквартирного дома и техническое заключение к проекту.
Совокупность правовых норм, регулирующих теплоснабжение, определяет условия, которые должны обязательно учитываться при составлении технического заключения к проекту переустройства. Это: соблюдение нормативно установленных требований к температурному режиму не только в конкретной квартире, но и в других квартирах и прочих помещениях дома, а также обеспечение бесперебойного функционирования теплоцентрали, котельной, обеспечивающей теплоснабжение помещений дома, не перешедших на индивидуальное отопление. По этому поводу Конституционный суд РФ в постановлении от 20 декабря 2018 г. № 46-П указал, что в зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т. п.). Соответственно, переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Суды признают обоснованным отказ органа местного самоуправления в согласовании переустройства в виде установления индивидуального отопления, ссылаясь на то, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, а также на то, что реконструкция общедомовой централизованной системы отопления влечет ее уменьшение, изменение назначения, а потому возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 11 февраля 2020 г. по делу № 33-1340/2020, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 04 февраля 2020 г. по делу № 11А-1574/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 27 января 2020 г. по делу № 33-1857/2020).
Также необходимо учитывать, что ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые не отвечают следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя – до 1 МПа (п. 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 июля 2018 г. № 787).
Таким образом, приведенная норма не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые использовать нельзя (решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 18 марта 2020 г. по делу № 2а-370/2020, решение Клинцовского городского суда Брянской области от 27 января 2020 г. по делу № 2-214/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2018 г. № Ф08-4069/18 по делу № А63-3341/2017).
В части необходимости получения согласия собственников на переустройство теплоснабжения отдельной квартиры необходимо отметить, что такое согласие необходимо, когда реконструкция, переустройство помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила), определено, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (квартиры). То есть оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Если же обогревающие элементы внутридомовой системы отопления имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, и обслуживают только одну квартиру, то они не включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома (решение Верховного суда РФ от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ09-725, письмо Минстроя России от 01 апреля 2016 г. № 9506-АЧ/04). Соответственно, в таком случае согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме переустройства системы отопления в отдельной квартире не требуется.
Таким образом, переход на отопление жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен при соблюдении совокупности требований, установленных действующим законодательством, при наличии технической возможности такого переустройства.
Подводя итог, можно отметить, что для перевода конкретных или всех помещений МКД на индивидуальное отопление необходимо:
1. На общем собрании поставить вопрос о заключении договора на оценку технической возможности перевода МКД в целом или отдельных помещений на индивидуальное отопление и разработку соответствующего проекта.
2. Принять на общем собрании решение о реконструкции МКД в части изменения способа отопления (если проект предусматривает реконструкцию) отдельных помещений или МКД в целом.
3. Согласовать проведение реконструкции в уполномоченном органе (ОМС муниципального района). Данные полномочия закреплены за ОМС муниципальных районов ч. 4, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ.
4. Выполнить работы по реконструкции (демонтировать централизованную систему отопления, провести газовую магистраль и т. д.).
5. Собственникам помещений (в которых будет производиться переустройство) МКД обратиться в администрацию сельского поселения о согласовании переустройства и перепланировки. Данные полномочия закреплены за ОМС сельских поселений п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ.
6. В случае согласования произвести работы (установить котел, радиаторы отопления и т. д.).