В соответствии с п. 1 ст. 179.4 БК РФ под дорожным фондом понимается часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно п. 5 ст. 179.4 БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда устанавливается решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно нормам ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ. При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При принятии решения о возможности направления средств дорожного фонда на оплату конкретных расходов необходимо руководствоваться Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 № 402 (далее – Классификация).
Таким образом, органу местного самоуправления необходимо определить, включены ли необходимые работы в Классификацию. Если работы поименованы в Классификации и имеется решение представительного органа муниципального образования по расходованию средств муниципального дорожного фонда, образуемого в составе соответствующего местного бюджета, то работы по ремонту площадок между автомобильной дорогой и объектами инфраструктуры (магазины) в границах населенного пункта могут быть произведены за счет средств дорожного фонда.
Прямо Классификация не предусматривает таких работ, как ремонт площадок перед магазином, находящимся рядом с автомобильной дорогой. Но в классификации есть такие работы по ремонту автомобильных дорог, как:
- восстановление существующих переходно-скоростных полос, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки и стоянки автомобилей (пп. «б» пп. 4 п. 5 Классификации).
По капитальному ремонту автомобильных дорог:
- восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам) (пп. «б» пп. 1 п. 3 Классификации);
- полная замена земляного полотна, переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам) (пп. «в» пп. 1 п. 4 Классификации);
- устройство земляного полотна и системы водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам (пп. «г» пп. 1 п. 4 Классификации).
Таким образом, по нашему мнению, если указанные площадки перед магазином не будут соответствовать критериям площадок для остановки, стоянки автомобилей, площадок для отдыха, то ремонтировать их за счет дорожного фонда будет невозможно.
Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением контролирующих органов. К сожалению, разъяснений официальных органов или судов по вопросу, аналогичному рассматриваемому, нами не обнаружено.