Согласно ч. 3 ст. 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям, а также исходя из результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, если такое обследование было проведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Волгоградской области от 19 декабря 2013 г. № 174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе исходя из результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, если такое обследование было проведено, а также исходя из следующих критериев:
1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома;
3) полнота поступлений взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме;
4) физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирного дома;
5) наличие лифтов, требующих ремонта, замены, модернизации, наличие лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, требующих ремонта.
Согласно ч. 4 ст. 12 вышеназванного Закона основаниями для внесения изменений в региональную программу являются:
1) выбытие или появление многоквартирных домов, подлежащих исключению из региональной программы капитального ремонта или включению в нее;
2) увеличение перечня услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу;
3) установление необходимости изменения сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, на более ранний срок, в том числе по предписаниям и требованиям контролирующих органов;
4) принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о переносе срока проведения капитального ремонта на более поздний период, сокращение перечня услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
5) результаты обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу.
Частью 4.1 ст. 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Таким образом, изменение очередности проведения капитального ремонта возможно только по указанным в законе основаниям, а также в случае, если перенос срока проведения капитального ремонта на более ранний период планируется по инициативе собственников – при наличии средств на финансирование на специальном счете или возможности осуществления иного способа финансирования.
Также возможно принятие уполномоченным органом решения о переносе срока в связи с получением результатов обследования технического состояния многоквартирного дома, включенного в региональную программу.
В соответствии с Порядком организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 г. № 812-п (утв. приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 30 августа 2024 г. № 80-ОД), обследование технического состояния многоквартирных домов может быть проведено:
- за счет средств областного бюджета в случае, если соответствующие средства на проведение указанного обследования предусмотрены Законом Волгоградской области о бюджете.
Лицом, осуществляющим организацию проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, является региональный оператор.
Организация проведения обследования технического состояния многоквартирных домов осуществляется региональным оператором путем организации закупки услуг по проведению обследования технического состояния многоквартирных домов, в порядке, предусмотренном п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», или путем проведения обследования технического состояния многоквартирных домов самостоятельно региональным оператором, при соблюдении им условий, предусмотренных п. 4 Порядка;
- на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с п. 1.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме, за исключением средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного администрацией Волгоградской области.
Собственники самостоятельно определяют лицо, осуществляющее организацию проведения обследования технического состояния многоквартирного дома, а также исполнителя услуг по проведению обследования технического состояния многоквартирного дома с учетом особенностей, установленных ч. 5 ст. 167 ЖК РФ.