Окна и двери представляют собой готовые к установке строительные конструкции. Они монтируются в здании и составляют с ним единое целое. Каких-то отдельных от здания функций окна и двери не могут выполнять. Поэтому их учет в качестве основных средств не осуществляется. Учитывая положения п. 99, 118 Инструкции № 157н, окна и двери до установки подлежат учету в составе материальных запасов.

При новом строительстве, как правило, не заключаются отдельные договоры на поставку и(или) установку окон и дверей. Хотя такой вариант не исключен. В любом случае при новом строительстве стоимость окон, дверей, а также их установка формируют первоначальную стоимость здания. То есть их стоимость учитывается в составе капитальных вложений в объект недвижимости на счете 106 11. Аналогичным будет порядок учета окон и дверей, если работы по их установке (замене) производятся в рамках реконструкции объекта капитального строительства.

Новые окна и двери могут устанавливать в уже действующем здании. Работы по монтажу новых окон и дверей сами по себе не могут рассматриваться в качестве работ по реконструкции объекта недвижимости, учитывая применяемое в настоящее время определение понятия «реконструкция объектов капитального строительства» (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Дело в том, что при осуществлении таких работ не происходит существенного изменения параметров объектов капитального строительства, повышения технического уровня и экономических характеристик данных объектов.

Работы по установке (монтажу) новых окон и дверей в здании, в зависимости от причин установки, могут рассматриваться в качестве:

- ремонтных работ;

- работ по проведению некапитальной перепланировки помещений;

- противопожарных мероприятий, в т. ч. по предписанию контролирующих органов;

- и т. п.

Такие работы не влияют на стоимость здания. Расходы на установку окон и дверей (в т. ч. стоимость самих объектов) относятся на финансовый результат (затраты) текущего года.

Работы по замене старых окон и дверей на новые, как правило, рассматриваются в качестве ремонтных работ (см., в частности, п. 6 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). Данные работы также не приводят к изменению стоимости здания, а относятся на финансовый результат (затраты) текущего года.

В соответствии с п. 52 СГС «Концептуальные основы», п. 22, 23 СГС «Запасы», п. 25 Инструкции № 157н материальные запасы, полученные при проведении ремонтных работ, принимаются к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости:

Дебет 0 105 xx 34x Кредит 0 401 10 199 – приняты к учету материальные запасы, образовавшиеся при демонтаже старых окон.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции № 157н).

Определение фактической стоимости материальных запасов, образовавшихся в результате демонтажа старых окон и подлежащих оприходованию, относится к компетенции постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (абз. 4 п. 25 Инструкции № 157н). В случае если определить стоимость образованных материальных запасов по каким-либо причинам невозможно, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – один рубль».

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов нефинансовых активов осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

По общему правилу бюджетные учреждения осуществляют учет материальных запасов, образовавшихся в результате демонтажа старых окон, в рамках приносящей доход деятельности по коду финансового обеспечения 2.

Согласно положениям приказа № 52н принятие к балансовому учету демонтированных окон может быть оформлено Актом приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) или Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Кроме того, учитывая характер конкретных фактов хозяйственной жизни, дополнительно могут применяться иные первичные документы, разработанные на основе форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а. Например, при осуществлении ремонтных (демонтажных) работ подрядным способом может быть составлен Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

Конкретный порядок документального оформления оприходования окон по результатам проведения ремонта необходимо закрепить в рамках учетной политики учреждения.

В соответствии с положениями п. 150 Инструкции № 174н начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров по кредиту счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами». Соответственно, если демонтированные окна учитываются учреждением в составе прочих материальных запасов, то расчеты по доходам от их реализации при реализации готовой продукции отражаются с применением счета 2 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами». Доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и соответствующей подстатьи статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

При этом объекты нефинансовых активов, в частности, материальные запасы (кроме готовой продукции и товаров), предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, отражаются в бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (п. 28 Инструкции № 157н, п. 29 Стандарта «Запасы»).

Напомним, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, включая доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет них имущество, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если такие сделки нельзя отнести к крупным или сделкам с заинтересованностью (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).