Прежде всего отметим, что вопрос классификации ремонтных работ автомобиля на текущий и капитальный в настоящее время не урегулирован. Единый перечень работ по капитальному ремонту транспортных средств нормативными актами не установлен. Поэтому конкретный порядок отнесения тех или иных ремонтных работ к определенному виду ремонта транспортного средства учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в своем локальном акте.

При этом отметим, что вопросы отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской (финансовой) службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только комиссией учреждения. При этом в состав комиссии целесообразно включить технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями. Если же сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер ремонтных работ, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.

В свою очередь, при определении возможности отнесения конкретных работ к работам по капитальному или текущему ремонту прежде всего ответственные должностные лица (комиссия учреждения) могут руководствоваться отраслевыми документами.

Однако в прошлом году РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)», утвержденного приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 № 43, признан утратившим силу.

Данным РД было установлено, что ремонт – это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. При этом ремонт может быть как текущим, так и капитальным (п. 1.26 Положения № 43). Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей или их предупреждения выполнением необходимых работ по восстановлению или замене у автотранспортных средств отдельных деталей, углов или агрегатов (п. 1.27 Положения № 43). Капитальный ремонт, в свою очередь, может выполняться на специализированных, аттестованных изготовителем для этих целей предприятиях, оснащенных необходимым оборудованием, технологической документацией (п. 1.28 Положения № 43).

Кроме указанного документа, при определении квалификации капитального или текущего ремонта автомобиля учреждение может обратиться и к Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО № 001МР/СЭ (утверждены ГНИИ автомобильного транспорта Минтранса России, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России и НПСО «Объединение транспортных экспертов» 12, 18, 20 октября 2004 г., далее – Методические рекомендации). В п. 6.1 Методических рекомендаций указывается на то, что нормы, правила и процедуры ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Более того, пп. 6.1.1 Методических рекомендаций, п. 2.17 Положения предусмотрено, что легковые автомобили подвергаются капитальному ремонту при необходимости замены (капитального ремонта) кузова. При этом капитальный ремонт транспортного средства, его агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80 %) восстановления ресурса. Капитальный ремонт предусматривает полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п.п. 2.13, 2.14 Положения).

Эти документы в настоящее время не действуют, но могут быть использованы учреждением при составлении порядка отнесения тех или иных ремонтных работ к определенному виду ремонта транспортного средства.

При этом, как видите, приведенные документы содержат только общий подход к квалификации ремонтных работ транспортного средства, конкретное решение должно быть принято должностными лицами учреждения. При принятии соответствующего решения необходимо исходить из сути проведенных работ (характеристик, параметров и т. д), а не из наименования, указанного в акте выполненных работ. Считаем, что в данном случае следует рассматривать проведенные работы как ремонтные работы в отношении всего автомобиля, т. к. двигатель не является самостоятельным объектом, а всего лишь одной из его составных частей.

В случае принятия комиссией учреждения решения о том, что ремонт двигателя осуществляется в рамках капитального ремонта автомобиля, расходы в соответствии с полученным Актом выполненных работ в 2022 году могли быть отражены по элементу вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если же такой ремонт будет классифицирован как текущий ремонт автомобиля, то такие расходы следовало отнести на элемент вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» как расходы государственных (муниципальных) автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.

В свою очередь, для целей применения соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ деление ремонтных работ на текущие и капитальные значения не имеет. Согласно положениям п. 10.2.5 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов (текущий и капитальный), отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря, учитываются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции № 157н). В соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача нового двигателя подрядчику для выполнения работ по замене пришедшего в негодность агрегата отражается в бухгалтерском учете в качестве внутреннего перемещения материального запаса без его списания с балансового учета и может быть оформлена Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102). В этом случае выбытие нового двигателя со счета 105 06 может быть отражено после подписания сторонами акта выполненных работ, подтверждающего факт замены двигателя подрядчиком, и оформлено в соответствии с прямыми нормами приказа № 52н Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).