Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона № 44-ФЗ. Соответствующие нормы ст. 95 Закона № 44-ФЗ не рассчитаны на возникновение форс-мажорных обстоятельств и на случаи существенного изменения обстоятельств (см. ст. 451 ГК РФ). Мы полагаем, что надлежащим основанием для изменения условий контракта при описанных обстоятельствах принципиально могла бы быть лишь ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Как видно из приведенной нормы, возможность изменения условий контракта по соответствующему основанию определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оценить, действительно ли обстоятельства, на которые ссылается контрагент, обосновывая невозможность исполнения обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Однако, на наш взгляд, очевидно, что одно лишь изменение стоимости товара не свидетельствует о невозможности исполнения обязательства по его поставке.

Именно контрагент как заинтересованное лицо должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7). В связи с этим нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 № 173-14 (см. также, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2017 № Ф05-9562/2017 по делу № А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Поэтому ссылка контрагента лишь на финансовые затруднения и экономическую нецелесообразность исполнения контракта, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об изменении тех или иных существенных условий контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Учитывая вышеизложенное, правомерность изменения по указанному основанию условия контракта о цене представляется нам сомнительной.

Если такое решение местной администрацией не будет принято, поставщик обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях.

В заключение напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению. Однако заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от поставщика исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. При неисполнении поставщиком таких обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков.