В полномочия органов местного самоуправления сельских поселений может входить только участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).
Эти полномочия раскрываются в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой в компетенцию органов местного самоуправления входит:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
Биологические отходы – это трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным (п. 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утв. приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626).
Следовательно, биологические отходы не относятся к ТКО, а значит, в полномочия органов местного самоуправления не могут входить вопросы, перечисленные в письме прокуратуры.
В соответствии с п. 49 ГОСТ Р 22.0.04-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 № 643-ст) скотомогильник – это место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
Согласно п. 92 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Таким образом, организация скотомогильников и биотермических ям входит в компетенцию региональных органов власти.
Как ранее отмечал по данному вопросу Верховный суд РФ, наличие места захоронения биологических отходов на территории сельского поселения, которое осталось от бывшего производства, не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность скотомогильников и биотермических ям, не принадлежащих организациям, и не дает право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермических ям) без передачи необходимых полномочий и денежных средств (см. Определение Верховного суда РФ от 10.06.2009 № 16-Впр09-7).
На наш взгляд, администрация может разве что заключить контракт на вывоз биологических отходов с территорий общего пользования (п. 1 письма прокуратуры), поскольку в Ваши полномочия по благоустройству входит уборка территории муниципального образования (п. 10 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ).