В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Однако, хоть запрет осуществления видеосъемки в государственных и муниципальных органах законодательством не установлен, за исключением случаев, когда здание государственных и муниципальных органов является режимным объектом, при определенных обстоятельствах съемка не разрешается.

Видеосъемка запрещается, если она затрагивает права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени и иных охраняемых законом тайн лиц, либо когда сама съемка сопровождается нарушением общественного правопорядка или совершением правонарушения.

Должно быть разграничение между, с одной стороны, соблюдением конституционных прав каждого гражданина на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»).

Вместе с тем следует учитывать, что если деятельность должностного лица осуществляется в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях, то в таком случае получать разрешение на осуществление фото- или видеофиксации, киносъемки не требуется (см., например, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2021 № 88-23887/2021).

Кроме того, имеется судебная практика, подтверждающая право должностного лица отказать в проведении личного приема гражданина, осуществляющего видеосъемку в отсутствие согласия должностного лица. Так, апелляционным определением СК по административным делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 июля 2018 г. по делу № 33а-4758/2018 по административному исковому заявлению гражданина к заместителю главы города Сургута о признании незаконными действий должностного лица, выразившихся в отказе проведения личного приема истца, проводившего видеосъемку без его согласия, решение Сургутского городского суда от 20.03.2018 об отказе в удовлетворении административного искового заявления оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя гражданина – без удовлетворения. При этом Судебная коллегия согласилась с выводами Сургутского городского суда о том, что права истца не нарушены, поскольку фактически заявление о личном приеме истца было принято ответчиком, назначена дата личного приема, который начался, должностным лицом было предложено истцу изложить суть вопроса, по которому он записался на личный прием, однако последний не приступил к его обсуждению, а начал осуществлять видеосъемку, не желая прекращать ее, вследствие чего должностным лицом было отказано в продолжении личного приема с ведением видеосъемки, поскольку личный прием не предусматривает такой формат проведения, при этом должностное лицо не отказывало в проведении личного приема без ведения видеосъемки. Провозглашая такое решение, суд исходил из того, что административным истцом в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что в связи с оспариваемым действием административного ответчика нарушены его права, свободы и законные интересы, на него не возложены какие-либо обязанности, не препятствует осуществлению его прав и свобод.

Гражданин имеет право осуществлять аудиозапись личного приема в государственных органах, органах местного самоуправления.

При этом также следует учитывать разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, согласно которым без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.

Таким образом, осуществляя, например, личный прием граждан, должностные лица органов власти не являются публичной фигурой в том смысле, который придает ему ст. 152.1 ГК РФ, а обнародование и использование их изображения осуществляется в данном случае не в связи с политической или общественной дискуссией. Поэтому осуществление фото- или видеофиксации, киносъемки должностного лица органа власти во время личного приема граждан не может осуществляться без его согласия. Иными словами, личный прием не проводится, а начатый личный прием прекращается в случаях, если гражданин осуществляет видеозапись без согласия должностного лица, проводящего личный прием.