В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. На основании ст. 125 и 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 Закона № 131-ФЗ является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления, в частности, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. К вопросам местного значения сельских поселений в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).

Таким образом, администрация может выделить две категории имущества, которое по объективным причинам не может быть закреплено за каким-либо муниципальным учреждением на праве оперативного управления:

- имущество, которое непосредственно будет использоваться администрацией для осуществления управленческих функций, должно быть закреплено за самой администрацией как за бюджетным учреждением на праве оперативного управления и отражено в бюджетном учете в качестве соответствующих объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов);

- имущество, которое будет использоваться публично-правовым образованием для решения вопросов местного значения в соответствии с положениями Закона № 131-ФЗ, может быть отнесено к имуществу казны соответствующего публично-правового образования.

Имущество может быть отнесено к казне, если оно предназначено:

- для реализации муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- для решения задач по комплексному экономическому и социальному развитию поселения;

- для обеспечения обязательств публично-правового образования (социальных, денежных и т. д.);

- для безопасного и эффективного функционирования инфраструктуры поселения.

При этом управление и распоряжение имуществом казны должно быть прежде всего направлено на укрепление материально-технической и финансовой базы публично-правового образования.

Из сказанного можно сделать вывод, что система оповещения может быть учтена как в составе муниципальной казны, так и в качестве объектов основных средств администрации. По нашему мнению, в настоящее время нет необходимости перевода указанного объекта в состав муниципальной казны. Однако это возможно, и окончательное решение за профильной комиссией по поступлению и выбытию активов.

Согласно положениям Инструкции № 162н при передаче объектов имущества в казну казенное учреждение может использовать счет 1 304 04 3ХХ при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, в части основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

В бюджетном учете местной администрации как получателя бюджетных средств могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 101 ХХ 410 отражено выбытие объекта по факту прекращения права оперативного управления.

2. Дебет КРБ 1 104 ХХ 411 Кредит КРБ 1 304 04 310 отражена передача ранее начисленной суммы амортизации на объект (при наличии).

В бюджетном учете местной администрации как органа, наделенного полномочиями по учету имущества казны:

1. Дебет КБК 1 108 52 310 Кредит КРБ 1 304 04 310 объект принят в состав имущества казны.

2. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 52 411 принята ранее начисленная амортизация на объект (при наличии).