Суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов, относятся к средствам во временном распоряжении. Для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, применяется счет 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» (п. 267 Инструкции № 157н). Операции со средствами, полученными во временное распоряжение, учитываются в рамках вида деятельности «3» (п. 21 Инструкции № 157н).

Положениями Закона № 44-ФЗ установлена обязанность возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, при наступлении определенных событий. В рассматриваемой ситуации указанное обеспечение не было возвращено в связи с нарушением условий контракта. В настоящее время исполнитель контракта исключен из ЕГРИП.

Если средства, полученные казенным учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), то они должны быть направлены в доход соответствующего бюджета (ст. 41, п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Вместе с тем перечисление в доход бюджета средств во временном распоряжении возможно в случае признания их судом бесхозяйными (ст. 225, 226 ГК РФ, см. письма Минфина России от 24.04.2020 № 02-08-10/34472, от 15.08.2019 № 02-07-10/62096).

Конкретный порядок списания кредиторской задолженности в указанной ситуации не урегулирован и определяется учреждением самостоятельно.

В то же время после получения решения суда о признании данных средств во временном распоряжении бесхозяйными, полагаем, что учреждение может списать их по аналогии со списанием невостребованной кредиторской задолженности. При этом отметим, что в соответствии с п. 371 Инструкции № 157н для казенных учреждений порядок списания кредиторской задолженности устанавливается главным распорядителем бюджетных средств. Положения п. 371 Инструкции № 157н указывают на то, что принятие решения о списании кредиторской задолженности принимается комиссией. Соответственно, в целях принятия решения о списании такой кредиторской задолженности в учреждении может быть принято и закреплено в локальном акте решение о создании профильной комиссии или наделении соответствующими полномочиями уже действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Таким образом, основанием для списания и перечисления в доход соответствующего бюджета невостребованных средств обеспечения служит оформленное документально решение профильной комиссии учреждения, принятое на основании судебного решения о признании денежных средств бесхозяйными.

Для учета операций по расчетам по доходам применяется счет 205 00 «Расчеты по доходам» (п. 197 Инструкции № 157н). Начисление доходов от поступления денежных средств, признанных бесхозяйными, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (п. 78 Инструкции № 162н).

Выбор кода классификации доходов бюджета и статьи (подстатьи) КОСГУ для рассматриваемой ситуации прямо не урегулирован.

Исходя из экономической сущности проводимой операции она может быть отражена с применением подстатьи 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» КОСГУ и соответствующего кода классификации доходов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления» как безвозмездные денежные поступления текущего характера (п. 9.5.5 Порядка № 209н, п. 12.1.5 Порядка № 82н).

В то же время Минфин России в письме от 24.04.2020 № 02-08-10/34472 рекомендовал применение в таких случаях подстатьи 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 9.8.5 Порядка № 209н). Несмотря на то что Порядком № 209н предусмотрен открытый перечень поступлений по подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ, сфера применения данной подстатьи достаточно ограничена, и Минфин России не раз акцентировал на этом внимание. В случае применения подстатьи 189 доходы в качестве прочих неналоговых поступлений отражаются с применением соответствующего кода классификации доходов 000 1 17 00000 00 0000 000 «Прочие неналоговые доходы».

В зависимости от выбранной учреждением подстатьи 155 или 189 КОСГУ при отражении в бюджетном учете расчетов по доходам будет применяться счет 1 205 55 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» или счет 1 205 89 000 «Расчеты по иным доходам» соответственно.

Окончательный выбор следует согласовать с администратором доходов соответствующего бюджета и закрепить в учетной политике учреждения.

Таким образом, перечисление средств, полученных казенным учреждением во временное распоряжение, в доход соответствующего бюджета в бюджетном учете учреждения, не являющегося администратором доходов, можно отразить следующими корреспонденциями счетов:

1. Дебет КДБ 1 205 89 566 (1 205 55 566) Кредит КДБ 1 401 10 189 (1 401 10 155) – на основании решения о перечислении средств во временном распоряжении, признанных бесхозяйными, в доход бюджета начислены соответствующие доходы.

2. Дебет гКБК 3 304 01 836 Кредит КИФ 3 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 3 201 11 000 (610 КОСГУ) – денежные средства перечислены в доход бюджета.

3. Дебет КДБ 1 304 04 189 (1 304 04 155) Кредит КДБ 1 303 05 731 – учреждением оформлено и направлено в адрес администратора доходов Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета.

4. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 205 89 666 (1 205 55 666) – на основании поступившего в учреждение Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора доходов отражено поступление денежных средств в доход бюджета.