Закон № 44-ФЗ устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, за исключением отдельных случаев, предусмотренных указанным Законом (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».
Таким образом, правомерным изменение существенных условий контракта может быть признано только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона № 44-ФЗ (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 № 17АП-13706/14). При этом положения ст. 34 Закона № 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833).
Для предмета контракта, указанного в вопросе, возможно изменений условий о цене на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которому если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Подрядчик предлагает изменить условия контракта за пределами ограничений, предусмотренных данным пунктом.
Подобные изменения могут быть расценены контрольным органом как изменение существенных условий контракта, за что предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере 20 тыс. руб. на должностное лицо (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
На основании такого решения (как правило, оно принимается в виде Распоряжения) администрации допускается менять абсолютно любые условия контракта. Однако для изменения существенных условий контракта по вышеуказанному основанию необходимо запросить информационное письмо от подрядчика, где будут указаны основания для внесения таких изменений, иначе у контрольных органов могут возникнуть вопросы по поводу применения данной нормы. По получении письма от подрядчика заказчик издает решение об изменении существенных условий контракта, после чего между сторонами заключается дополнительное соглашение.
Как видите, для применения данной нормы необходимы соответствующие причины – невозможность исполнения контракта на прежних условиях. Однако в рассматриваемой ситуации работы выполнены в нужном объеме, дополнительные работы не требуются. Уменьшение объемов привело к уменьшению цены. Раз нет возможности изменить контракт, то его можно расторгнуть по фактическому исполнению. Для этого нужно подписать соглашение о расторжении (см. Примерная форма соглашения о расторжении муниципального контракта).
Никаких негативных последствий для сторон данное соглашение не несет. Более того, поставщик в дополнительном соглашении и так ссылается на нормы, регулирующие расторжение контракта по соглашению сторон – ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.