Для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте в кассе учреждения предназначен счет 201 34 «Касса» (п. 166 Инструкции № 157н). При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации (п. 167 Инструкции № 157н).

Так, юридическое лицо может вести кассовые операции с применением программно-технических средств. Программно-технические средства, конструкция которых предусматривает прием банкнот Банка России, должны иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России (п. 4 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

На основании п. 1.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случае осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, указанных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода.

Получается, что ваши аппараты должны соответствовать указанным требованиям. Если нет, их нужно модернизировать.

С учетом того, что в вендинговом аппарате, являющемся по сути электронным кассиром, уже установлена контрольно-кассовая техника, операции по поступлению денежных средств от плательщиков за оказанные услуги отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 201 34 «Касса». Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001) (п. 167 Инструкции № 157н).

При использовании ККТ формируются фискальные документы, указанные в п. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», в частности:

- отчет об открытии смены;

- кассовый чек (бланк строгой отчетности);

- кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);

- отчет о закрытии смены;

- отчет о текущем состоянии расчетов.

При использовании ККТ обязательным является формирование отчетов об открытии и закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Кроме этого, необходимо оформлять кассовые документы, предусмотренные Указанием № 3210-У:

- приходные кассовые ордера 0310001 (далее – ПКО);

- расходные кассовые ордера 0310002 (далее – РКО);

- кассовую книгу 0310004.

Кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абз. 27 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, где, собственно, дано определение фискальным документам (п. 4.1 Указания № 3210-У). В этой части, полагаем, следует выделить такой из фискальных документов, как отчет о закрытии смены (п. 4 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).

Поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются по каждому ПКО, РКО, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег). В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге 0310004, и заверяет записи в кассовой книге 0310004 подписью. Соответственно, в учреждении не должна произойти ситуация, когда утром снимают выручку, накопившуюся в аппарате за прошлый день.

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (п. 4.6 Указаний № 3210-У).

Таким образом, отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступления денежных средств на счет 201 34 будет осуществляться на основании ПКО, оформленного на основании отчета о закрытии смены, датой фактического поступления денежных средств от потребителей услуг в аппарат.

В то же время в рассматриваемой ситуации средства будут инкассироваться сотрудниками учреждения и передаваться в кассу учреждения. Отражение движения средств из аппарата в кассу учреждения (а также из кассы в аппарат при внесении размена) может быть организовано с применением разработанного в учреждении аналитического учета, но при этом обороты по счету 201 34 «Касса» не должны задваиваться. Такой вывод может быть сделан из п. 44 Инструкции № 33н, согласно которому в разделе «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отражаются обороты, сложившиеся при движении денежных средств между кассой и счетами, но никак не между кассовыми аппаратами, принадлежащими учреждению. Кроме того, в соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17, 18, открываемые к счету 201 34, предназначены для аналитического учета поступлений, выбытий, возвратов излишне произведенных перечислений, излишне полученных доходов, в том числе в кассу субъекта учета. В рассматриваемой же ситуации не происходит выбытия денежных средств из-под контроля учреждения – осуществляется их инкассация из одной кассы (аппарата) в другую (кассу учреждения) и наоборот при внесении в аппарат размена.

На основании изложенного и положений Инструкции № 174н рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:

1. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131 – отражено начисление дохода от оказания платных услуг;

2. Дебет 2 201 34 510 (аппарат) Кредит 2 205 31 66Х, увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД; 131 КОСГУ) – датой поступления денежных средств в аппарат отражено их поступление от потребителей услуг.

В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником, а также приобретенного им по иным основаниям, возникает право оперативного управления (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Право оперативного управления – это ограниченное вещное право определенных юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности учредителю, но закрепленному учредителем за этими юридическими лицами.

Наличие права оперативного управления в системе вещных прав является отличительной особенностью отечественной правовой системы и обусловлено многолетним господством государственной собственности в советский период.

Собственником имущества учреждения является учредитель – публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

Право собственности является вещным правом, которое предоставляет его правообладателю права владения, пользования и распоряжения имуществом. Публично-правовое образование как собственник основной массы имущества, не имея возможности самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность с использованием принадлежащего ему имущества и в то же время не желая утратить на него право собственности, закрепляет его за создаваемыми им юридическими лицами на ограниченном вещном праве. Передавая имущество созданному юридическому лицу, собственник сохраняет свой статус, однако при этом он лишается возможности непосредственно его использовать. Он не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и может лишь дать или не дать согласие на совершение учреждением сделок по его отчуждению. Самостоятельно распоряжаться собственник может только имуществом казны.

К основным источникам формирования имущества учреждения относятся:

- закрепление за учреждением собственником его имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ);

- имущество, приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, плоды, продукция и доходы от использования имущества (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Закрепление имущества за учреждениями является правомочием собственника как учредителя юридического лица. Анализ правовой природы такого действия приводит к выводу, что оно обладает природой сделки. Во-первых, потому что, как и при совершении сделок, наличие воли собственника на такое распоряжение является необходимым условием возникновения его правовых последствий. Во-вторых, подобное решение принимается собственником не как носителем публичной власти, а как представителем публично-правового образования, выступающего в качестве собственника имущества, что не позволяет отнести его к публично-правовым актам.

По смыслу ст. 299 ГК РФ закрепление имущества за учреждением – это правомочие собственника, которое он реализует по собственному усмотрению, исходя из целей деятельности учреждения и связанных с использованием этого имущества задач. На учреждение лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество. Следовательно, решение о закреплении имущества необходимо рассматривать именно как одностороннюю сделку.

При этом право оперативного управления на имущество, передаваемое учреждению его учредителем, по общему правилу возникает при закрепленной в п. 1 ст. 299 ГК РФ последовательности накопления элементов сложного юридического состава:

- принятие собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления;

- передача имущества учреждению, а в отношении недвижимого имущества – государственная регистрация права оперативного управления в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из письма Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 следует, что в отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления, согласование решений реализуется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (МВ-портал). В этом письме приведено обязательное условие рассмотрения обращений: наличие в личном кабинете организации бюджетной сферы на МВ-портале ряда документов, удостоверенных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица. Кроме того, определены перечни дополнительно представляемых документов по вопросам закрепления (правомерного изъятия) объектов недвижимого и движимого имущества.

Что касается имущества, приобретаемого учреждением самостоятельно, то основанием возникновения права оперативного управления в отношении такого имущества будут являться непосредственно сделки, которые совершаются учреждением с этой целью, или иные юридические факты, влекущие возникновение права оперативного управления в силу закона. Учреждение, как и любое юридическое лицо, самостоятельно участвует в имущественном обороте. Следовательно, для приобретения права оперативного управления в отношении такого имущества учреждению не требуется специального решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2006 № А56-24511/2001).

Таким образом, поскольку в случаях закрепления имущества учредителем и самостоятельного приобретения имущества учреждением по сделкам или иным основаниям речь идет о двух разных источниках формирования имущества учреждения, имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, нельзя рассматривать как имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества. Для приобретения права в отношении такого имущества не возникает необходимости ожидать решения собственника о закреплении его за учреждением.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иной момент возникновения права оперативного управления в отношении имущества, закрепленного за учреждением, установлен в отношении недвижимого имущества. Право оперативного управления на такое имущество возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ; см. также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

В отношении имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, момент приобретения права оперативного управления определяется аналогично приобретению права собственности на вещи (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на движимые вещи приобретается, в частности, либо с момента передачи вещи в случае ее приобретения у приобретателя по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ), либо с момента ее создания – в случае изготовления учреждением новой вещи для себя (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В отношении приобретаемых учреждением недвижимых вещей право возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Однако это не означает, что учреждение не может принимать на себя обязательства по поводу имущества, в отношении которого его право не зарегистрировано, к примеру, заключая договоры о передаче этого имущества (аренды, купли-продажи и пр.). Подобные договоры порождают право требовать передачи вещи, но не влекут возникновения или изменения прав на недвижимость. Следовательно, отсутствие права оперативного управления учреждения на вещь в момент заключения договора не может являться основанием для признания такого договора недействительным (см., например, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 № 54, п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).