Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Такое имущество может закрепляться за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения (п. 3 ст. 215 ГК РФ; п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). Статьями 294, 295 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества. Расходы по содержанию муниципального имущества, принадлежащего балансодержателям на праве хозяйственного ведения, как правило, несут эти балансодержатели (унитарные предприятия), что подтверждается судебной практикой (см., например, решение Собинского городского суда Владимирской области от 03.10.2016 по делу № 2-855/2016, Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.02.2016 № 33-2912/2016, постановления АС МО от 05.12.2016 № Ф05-17432/16, АС СКО от 21.07.2016 № Ф08-4630/16, Апелляционное определение СК по административным делам Архангельского областного суда от 30.11.2015 № 33-6343, постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 № Ф05-12598/11, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 № Ф06-5/13, ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 № Ф03-1094/12, ФАС Уральского округа от 06.03.2012 № Ф09-949/12, Восьмого ААС от 13.09.2012 № 08АП-6793/12).

В некоторых случаях в рамках исполнения бюджетной сметы обоснованно могут быть проведены расходы по содержанию не принадлежащего администрации муниципального имущества:

- арендованное (ст. 616 ГК РФ в части капремонта, если это предусмотрено договором);

- полученное в безвозмездное пользование (ст. 695 ГК РФ);

- имущество казны, в т. ч. переданное в аренду или безвозмездное пользование (ст. 6 БК РФ, Раздел II ГК РФ, письма Минфина России от 18.04.2014 № 02-03-10/18157, от 12.04.2016 № 02-03-12/20777). Содержание имущества казны, переданного в аренду или безвозмездное пользование, осуществляется в пределах обязательств собственника, предусмотренных в договоре;

- имущество, закрепленное за другими казенными учреждениями соответствующего муниципального образования (ст. 6 БК РФ, Раздел II ГК РФ, письмо Минфина России от 21.04.2016 № 02-07-10/23382, письмо Минфина России от 08.10.2013 № 02-03-09/41926);

- бесхозяйные объекты до момента признания на них права муниципальной собственности (п.п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, п. 2 постановления Правительства Москвы от 14.06.2011 № 262-ПП).

В иных ситуациях в бюджетную смету администрации поселения, как правило, не включаются расходы по содержанию имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям. Если муниципалитет собирается содержать такое имущество за счет бюджетной сметы администрации, специалисты Минфина России рекомендуют сначала изъять его – прекратить соответствующее вещное право (см., например, абз. 7 письма Минфина России от 21.04.2016 № 02-07-10/23382).

Обратите внимание: собственник в лице муниципального образования не лишен права предоставить дополнительное финансирование на капремонт имущества непосредственно балансодержателю в виде субсидии или осуществить инвестирование в объекты муниципальной собственности, находящиеся в хозяйственном ведении, передав полномочия муниципального заказчика МУПу (ст.ст. 78.2, 78, 79 БК РФ). В силу п. 5 ст. 78.2, п. 4 ст. 79 БК РФ договоры, подлежащие оплате за счет субсидии и инвестиции, могут иметь целью реконструкцию объектов капитального строительства муниципальной собственности. Как показывает анализ правовых актов, принимаемых в различных публично-правовых образованиях, практика предоставления унитарным предприятиям субсидий в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на проведение работ по реконструкции закрепленных за ними объектов основных средств распространена достаточно широко. Это могут быть субсидии и на содержание детских, спортивных площадок.

Необходимо отметить, что ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ позволяет наделить муниципальный орган только полномочиями по определению подрядчика для балансодержателя – унитарного предприятия. И даже в этом случае заключать и оплачивать контракт, вести бухучет соответствующих операций должен сам балансодержатель.

Как видим, нормы Бюджетного кодекса РФ прямо не предусматривают возможность включения в бюджетную смету администрации поселения ЛБО в целях принятия обязательств по оплате содержания имущества, закрепленного за МУПом на праве хозяйственного ведения. Для оплаты таких расходов балансодержателю (МУПу) из бюджета может быть предоставлена субсидия в порядке ст.ст. 78.2 и 78 БК РФ или переданы полномочия в порядке п. 4 ст. 79 БК РФ.

Иной порядок финансирования БК РФ не установлен. Поэтому МУП должен сам содержать имеющееся у него на праве хозяйственного ведения имущество. В свою очередь можете направить в МУП соответствующую субсидию.