Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст. 215 ГК РФ).
Муниципальное имущество может закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.ст. 294, 296 ГК РФ).
Кроме того, имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, может быть передано в безвозмездное пользование, поскольку правила гл. 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иное.
Объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отражаются на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» согласно п.п. 141, 142 Инструкции № 157н. Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).
Вариант отражения передачи объекта движимого имущества казны муниципальному учреждению зависит от права, на котором данный объект передается. Так, при передаче имущества из муниципальной казны муниципальному учреждению при закреплении за последним права оперативного управления в бюджетном учете отражается выбытие объекта в порядке абз. 7 п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Передача суммы начисленной амортизации объектов имущества казны отражается в порядке абз. 4 п. 20 Инструкции № 162н.
То есть имущество выбывает со счета учета имущества казны в момент закрепления за муниципальным учреждением права оперативного управления, которое, за рядом исключений, возникает с момента государственной регистрации права оперативного управления (ст. 8.1 ГК РФ). Принятие к учету имущества муниципальным учреждением на праве оперативного управления и, соответственно, его выбытие из казны отражается с момента государственной регистрации права оперативного управления (письмо Минфина России от 30.03.2012 № 02-06-07/1061).
Иными словами, бухгалтерская запись в части выбытия объекта при передаче имущества из муниципальной казны в порядке абз. 7 п. 38 Инструкции № 162н должна отражаться в учете органа, осуществляющего бюджетный учет имущества казны, с момента государственной регистрации права оперативного управления (п. 36 Инструкции № 157н). В этот же момент в учете принимающей стороны имущество списывается с забалансового счета 01, где учитывалось до момента регистрации права, и принимается к учету на счет 101 00 (п. 333 Инструкции № 157н, абз. 5 п. 7 Инструкции № 162н).
При таком варианте учета не возникает сложностей при формировании Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
Таким образом, при закреплении за муниципальным учреждением права оперативного управления на имущество, переданное из казны, выбытие объекта имущества из казны отражается с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 401 20 281 Кредит КРБ 1 108 52 410 – отражено выбытие имущества, составляющего казну, по факту регистрации права оперативного управления за учреждением.
2. Дебет КРБ 1 104 52 410 Кредит КРБ 1 401 20 281 – отражена передача суммы начисленной амортизации имущества казны при их выбытии.
В связи с передачей администрацией муниципального образования транспортных средств в оперативное управление муниципальным учреждениям необходимо внести изменения в регистрационные данные в документах ГИБДД. В регистрационных документах транспортных средств после внесения изменений в качестве владельца будет указано муниципальное учреждение. С момента регистрации транспортных средств за новыми владельцами именно они будут признаваться плательщиками транспортного налога.