Как определено абзацем вторым п. 3 ст. 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ), то есть бремя содержания имущества, находящегося в муниципальной казне, лежит на муниципальном образовании.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ).
Таким образом, содержание имущества, составляющего муниципальную казну, по существу надлежит рассматривать как муниципальную функцию, которую должны исполнять органы местного самоуправления сообразно закрепленной за ними компетенции.
В соответствии с абзацем сорок шестым ст. 6 БК РФ исполнение муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления может возлагаться на муниципальное казенное учреждение. В этой связи содержание имущества, находящегося в муниципальной казне, вполне может осуществляться не только органами местного самоуправления, но и специально созданным для таких целей муниципальным казенным учреждением.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минфина России от 12.04.2016 № 02-03-12/20777. Заметим, что финансовый орган также рассматривает содержание муниципального имущества в качестве муниципальной функции.
Между тем муниципальное бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидии на его выполнение, доводимой до учреждения в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Субсидия, предоставляемая учреждению согласно положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ, имеет строгое целевое назначение – она предназначена для финансового обеспечения выполнения задания. За допущенные случаи нецелевого расходования средств субсидии на выполнение муниципального задания бюджетное учреждение и ответственные должностные лица учреждения могут быть привлечены к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются два основных критерия.
1. Направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (см., например, решения Приволжского райсуда г. Казани Республики Татарстан от 02.02.2017 № 12-133/2017, от 02.02.2017 № 12-134/2017, решения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.04.2016 № 12-140/2016, от 07.05.2015 № 12-562/2015, от 25.05.2016 № 7-653/2016, постановления Судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска (Архангельская область) от 24.06.2016 № 4-481/2016 и от 24.06.2016 № 4-479/2016, п. 8.14 представления Счетной палаты РФ от 17.10.2016 № ПР 02-257/02/2-05).
2. Соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (см., например, решения Ханты-Мансийского райсуда ХМАО-Югры от 31.03.2016 № 12-181/2016, Волгоградского облсуда от 17.04.2015 № 07-450/2015).
Отметим, что п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ прямо предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
Согласно абзацу второму п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество.
Исходя из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 2 ст. 52 Закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).
В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса орган местного самоуправления вправе в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий создать муниципальное казенное учреждение для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и(или) исполнения муниципальных функций, финансовое обеспечение деятельности которого должно осуществляться за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
В этой связи по решению органа местного самоуправления в целях осуществления функций по содержанию муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, может быть создано муниципальное казенное учреждение, соответствующие предмет, цели и виды деятельности которого подлежат отражению в его учредительных документах (уставе). В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о создании муниципального казенного учреждения принимается местной администрацией муниципального образования (см. также письмо Минфина России от 12 апреля 2016 г. № 02-03-12/20777).
Расчет размера субсидии на выполнение муниципального задания производится, как правило, до начала финансового года, на который такая субсидия выделяется. Соответственно, при расчете размера субсидии может быть не учтено не только недвижимое имущество, которое проходит процедуры регистрации права оперативного управления, но и закрепленное за учреждением на праве оперативного управления в течение финансового года в установленном порядке. На практике при подобных обстоятельствах достаточно часто в течение года вновь закрепленное за учреждением недвижимое имущество содержится за счет экономии субсидии на выполнение задания, и только при определении размера субсидии на следующий год в расчет принимаются расходы на его содержание.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ запрещается по общему правилу совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, что исключает оказание (выполнение) бюджетным учреждением услуг (работ) по содержанию находящегося в муниципальной казне имущества на платной основе.
Таким образом, установление муниципального задания на содержание имущества, которое не закреплено за бюджетным учреждением, а находится в казне муниципального образования, будет являться нецелевым расходованием средств субсидии на выполнение муниципального задания для конкретного учреждения. В целях устранения данного нарушения рекомендуем закрепить имущество за данным учреждением на праве оперативного управления и использовать его в целях выполнения учреждением муниципального задания.