Согласно п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минфина России от 10 октября 2023 г. № 163н, объектом учета муниципального имущества является следующее муниципальное имущество:
- недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам);
- движимые вещи (в том числе документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований;
- иное имущество (в том числе бездокументарные ценные бумаги), не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Как видите, не только недвижимое, но и движимое, а также иное имущество включается в реестр муниципального имущества. Исключением является имущество, не относящееся к недвижимым вещам, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Вопрос квалификации указанных объектов в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения. С учетом имеющихся документов и характеристик конкретного объекта следует установить, имеют ли указанные объекты прочную связь с землей, а также возможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. При отнесении объекта к категории недвижимого имущества он подлежит обязательной регистрации в установленном порядке.
Судебная практика говорит о том, что связь объекта с землей не является единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости. Вопрос отнесения или неотнесения в состав недвижимого имущества следует решать с учетом всех документов, имеющих отношение к имуществу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006 № А43-19271/2005-12-644). Среди основных критериев, которыми руководствуются суды при отнесении объекта основного средства к движимому или недвижимому имуществу, выделяются:
- возможность перемещения объекта основного средства без ущерба его назначению;
- наличие у объекта фундамента;
- сборно-разборный характер конструкции объекта;
- наличие у объекта имущества технического паспорта БТИ;
- наличие подведенных к имуществу стационарных или временных коммуникаций – водоснабжения, теплоснабжения или канализации;
- предназначение земельного участка, на котором расположен объект имущества.
Нормативные акты в сфере бухгалтерского учета не содержат четкого определения понятия «благоустройство территории». В соответствии с п. 3.2 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр, под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Так, например, в соответствии с разъяснениями Минфина России от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35 под вложениями в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с деятельностью учреждения. К ним относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т. д.
Объекты благоустройства, хотя и прочно связаны с землей, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, не являются отдельными объектами гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям (элемент благоустройства). Поэтому такие объекты не признаются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством (см., в частности, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 № 09АП-4260/17, постановление ФАС УО от 12.09.2013 № Ф09-7798/13 по делу № А34-6477/2012, ФАС СЗО от 17.05.2012 по делу № Ф26-7683/2010, постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11, от 04.09.2012 № 3809/12, от 28.05.2013 № 17085/12).
Проездная часть, пешеходная зона, дорожные покрытия, тротуары и т. п. самостоятельно функционировать не могут, являясь неотъемлемой частью земельного участка. Такие объекты неразрывно связаны с судьбой земельного участка и не могут являться самостоятельным объектом недвижимости (постановления Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, от 17.01.2012 № 4777/08).
Таким образом, в связи с отсутствием у объектов благоустройства территории качеств самостоятельного объекта недвижимости, по нашему мнению, право собственности на такие объекты не подлежит государственной регистрации, независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь с землей.