Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности ч. 3 ст. 59, ч. 4 ст. 61 и ч. 4 ст. 63 АПК Российской Федерации, согласно которым представителями в арбитражном суде, помимо руководителей организаций и иных законных представителей, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В противном случае арбитражный суд отказывает в признании полномочий такого лица на участие в деле.

Конституционный суд разъяснил, что интересы организации могут отстаивать без соблюдения образовательного ценза ее работники, учредители (участники) и другие лица, которые с ней связаны.

Отмечается, что от организации в деле должен участвовать еще хотя бы один представитель с юридическим образованием или адвокат.

Суд указал, что зачастую для оказания квалифицированной помощи требуется не только юридическое, но и иное специальное образование. Например, в налоговых спорах востребовано одновременное участие юриста и главбуха. Кроме того, подчеркнул суд, рассматриваемых лиц невозможно или затруднительно привлечь в ином процессуальном статусе, ведь они прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Спорные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ (постановление Конституционного суда РФ от 16 июля 2020 г. № 37-П).