В силу ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» бронирование граждан, пребывающих в запасе, – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение на период мобилизации и на военное время трудовыми ресурсами (рабочими, специалистами) из числа лиц, пребывающих в запасе, и заблаговременное распределение их между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Порядок бронирования граждан определен Законом № 31-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Основной смысл бронирования состоит в том, что гражданам, подлежащим бронированию, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время (п. 2 ст. 23 Закона № 31-ФЗ).

Порядок бронирования граждан определяется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 13.03.2007 № 328 «Вопросы организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас»;

- постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, от 11.07.2017);

- постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;

- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с);

- Методические рекомендации по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017).

Обращаем внимание, что большая часть этих документов имеет пометку «Для служебного пользования», в свободном доступе отсутствует и предоставляется по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом.

Вопросами осуществления бронирования граждан, пребывающих в запасе, в РФ занимается Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих:

- в органах государственной власти;

- в органах местного самоуправления;

- в организациях.

В конкретных населенных пунктах эту работу осуществляют комиссии, образованные в органах местного самоуправления. В этом случае все организации, зарегистрированные на территории населенного пункта, должны состоять на учете в местной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

В соответствии с постановлением МВК от 22.12.1999 № 149 бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется по определенному перечню должностей и профессий, который носит закрытый характер и предоставляется с Методическими рекомендациями по бронированию только по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данным документом.

Приказом руководителя организации определяются работники, которые ведут воинский учет и бронирование граждан, в котором прописываются обязанности и состав таких работников. Этот приказ обязательно согласовывается с военным комиссаром муниципального образования либо органом местного самоуправления, осуществляющим первоначальный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. В таких организациях разрабатываются:

- приказ организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;

- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Порядок и сроки представления отчетности по бронированию граждан, пребывающих в запасе, регламентируется Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, которая имеет гриф секретности «ДСП». Но исходя из информации, размещенной на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляются следующие отчетные документы:

- карточка учета организации (форма № 18);

- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6);

- сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организации (форма № 19). Перечисленные документы заверяются печатью и подписью руководителя организации. Граждане, которые на период мобилизации, военного положения и в военное время бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями либо состоят на службе в ОВД, войсках национальной гвардии РФ, состоят на специальном воинском учете.

В целях организации бронирования в организации в свободной форме составляется список забронированных работников, где отражается следующая информация:

- ФИО;

- должность или профессия.

Этот список заверяется подписью руководителя и печатью организации, а затем передается на утверждение в Комиссию по бронированию или военный комиссариат, в зависимости от полученных организацией Методических рекомендаций. Затем утвержденный список с документами воинского учета передается в военный комиссариат по месту нахождения организации. Военный комиссариат выдает на каждого сотрудника форму № 4, в которой содержится информация о постановке гражданина на специальный учет, и удостоверение. Эти документы хранятся у работодателя и подтверждают отсрочку, однако в случае объявления мобилизации удостоверения передаются забронированным сотрудникам. В случае окончания отсрочки работодатель обязан в 5-дневный срок сообщить об этом в военкомат, отметка в личных карточках аннулируется и удостоверения для уничтожения передаются в военкомат.

Кто не подлежит бронированию?

В Инструкции по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, определены категории сотрудников, не подлежащих бронированию.

К таким относятся лица:

- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии и зачисленные в запас по достижении ими возраста 27 лет;

- работающие водителями транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные силы;

- предназначенные в специальные формирования;

- заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.

В Военном комиссариате, территориальной Комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, имеется полный перечень работников, не подлежащих бронированию.