1. Выбор способа закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
Закон № 147-ФЗ регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи (ст. 4 Закона № 147-ФЗ), а значит Заказчик вправе заключить контракт на оказание таких услуг с единственным поставщиком на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Исчерпывающий Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержден постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» (далее – Перечень).
Среди услуг, включенных в Перечень:
- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передача внутренней телеграммы;
- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Как было отмечено выше, указанные в Перечне виды услуг подлежат государственному регулированию тарифов Федеральной антимонопольной службой.
При этом заключить контракт на оказание услуг, не включенных в указанный Перечень (среди них, например, услуги междугородной и международной телефонной связи, услуги подвижной (сотовой) связи, услуги по предоставлению доступа в сеть Интернет), Заказчику не удастся.
Необходимо либо применять иное основание для заключения контракта с единственным поставщиком (например, заключить контракт в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или же проводить конкурентную процедуру определения поставщика.
Необходимо отметить, что Заказчик может применить и иное основание (наряду с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) для заключения контракта с единственным поставщиком, предусмотренное ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, даже если закупаемая услуга включена в вышеуказанный Перечень.
Например, если цена контракта, предметом которого является предоставление услуг связи, включенных в Перечень, не превышает 600 тыс. руб. и при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 2 млн руб., а также не превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем 50 млн руб. (указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений), то заказчик вправе выбрать в качестве основания для заключения контракта п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Данный вывод также подтверждается в письме Минфина РФ от 21.06.2017 № 24-05-07/38889.
2. Обоснование (определение) цены контракта.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Если закупаемая услуга в области связи подлежит государственному регулированию тарифов Федеральной антимонопольной службой, то Заказчику необходимо применять тарифный метод для обоснования цены контракта.
При этом Заказчикам, для которых установлены нормативные затраты на обеспечение функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, необходимо следить, чтобы планируемые затраты на закупку услуг связи не превышали установленных нормативов. В случае превышения установленных нормативов Заказчикам необходимо внести изменения в соответствующие правовые акты.
3. Внесение изменений в план-график.
Внесение изменений в план-график закупок (добавление соответствующих сведений о закупке услуг связи) может осуществляться не позднее чем за один день до дня заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
В план-график вносится информация, предусмотренная ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ и п. 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279), в том числе информация об объеме финансового обеспечения закупки, а также информация об определенном Заказчиком ОКПД-2 для данной закупки.
При этом не следует забывать, что Закон № 44-ФЗ допускает размещение сведений о заключенных контрактах с единственным поставщиком в реестре контрактов Единой информационной системы (далее – ЕИС) из одной позиции плана-графика. Поэтому Заказчик, при необходимости, может сразу запланировать проведение нескольких закупок услуг связи в течение периода планирования.
4. Формирование извещения о закупке.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
5. Заключение контракта.
При заключении контракта на оказание услуг связи следует помнить, что в соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ данный вид деятельности подлежит лицензированию, а также то, что в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, если контракт на оказание услуг связи заключается на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то единые требования к участнику, предусмотренные ст. 31 Закона № 44-ФЗ, в отношении участника закупки не устанавливаются. При этом участник закупки не может являться офшорной компанией и лицом, являющимся иностранным агентом (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Кроме того, при заключении контракта Заказчик должен учитывать, помимо требований Закона № 44-ФЗ, требования и иных нормативных правовых актов, например (в зависимости от вида закупаемой услуги) Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», постановления Правительства РФ от 09 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи».
После согласования необходимых условий с контрагентом Заказчик вправе заключить контракт не ранее чем через один день с момента внесения соответствующей информации в план-график закупок либо внесения изменений в данную позицию.
6. Размещение контракта в реестре контрактов.
Контракт, заключенный на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, размещается в реестре контрактов ЕИС в течение 5 рабочих дней после его заключения (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
При этом при размещении контракта в реестре контрактов ЕИС необходимо принимать во внимание наличие соответствующей позиции в Каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в ЕИС. Если применение позиции обязательно, то Заказчик, исходя из своих потребностей и характеристик услуг, содержащихся в конкретной позиции КТРУ, осуществляет выбор той или иной позиции КТРУ.
Если контракт на услуги связи заключен на основании п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то размещение контракта в реестре контрактов не требуется (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
7. Возможность изменения условий контракта.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, указанных в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
При этом если контракт заключен на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, допускается изменение фактически любых условий контракта (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Дополнительные соглашения об изменении условий контрактов размещаются в реестре контрактов также в течение 5 рабочих дней с даты их заключения.
Если же контракт заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то возможность внесения изменений в такие контракты на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ отсутствует.
Вместе с тем в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
8. Приемка и оплата оказанной услуги.
В соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ электронная приемка является обязательной при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур.
То есть при осуществлении закупок услуг связи у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения электронных процедур осуществление электронной приемки прямо не предусмотрено.
Однако стороны могут предусмотреть осуществление электронной приемки условиями контракта, заключенного на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Если оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС, то срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, а в случае если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
При этом следует учитывать, что с 01.01.2024 формирование Распоряжений о совершении казначейского платежа для оплаты по контрактам, подлежащим включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии со ст. 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществляется в том числе с использованием ЕИС на основании бюджетных и денежных обязательств, которые также должны быть сформированы с использованием ЕИС и поставлены на учет.