Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого конкурса, аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов.

В тех случаях, когда осуществляется закупка работ, выполнение которых возможно только при наличии членства в саморегулируемой организации, документом, подтверждающим членство в саморегулируемой организации, является выписка из реестра членов такой организации. Указанная выписка действительна в течение одного месяца с даты ее выдачи.

Согласно ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

При этом член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации (ч. 5 ст. 55.8 ГрК РФ).

В силу ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации, не уплативший вышеуказанный дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Из буквального толкования нормы ч. 6 ст. 55.8 ГрК РФ можно сделать вывод, что член саморегулируемой организации должен соответствовать требованиям по уплате взноса в компенсационный фонд на момент заключения договора, а не при подаче им заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Поэтому такой участник закупки может участвовать в торгах, однако до подписания договора будет обязан внести дополнительный взнос в компенсационный фонд в случае его несоответствия.

Исходя из смысла ст. 55.16 ГрК РФ размер фонда обеспечения договорных обязательств ограничивает общий размер договоров, заключаемых по результатам проведения конкурентных способов закупки, но не ограничивает возможность участия в таких процедурах с суммарными обязательствами, превышающими установленные в выписке из реестра членов саморегулируемой организации на момент подачи заявки. Участник закупок имеет возможность оперативно увеличить уровень ответственности по договорам, заключаемым по результатам проведения конкурентных способов закупки, подав заявление в саморегулируемую организацию и оплатив необходимый взнос, при этом не предъявляются дополнительные требования к квалификации участника закупки.

Частью 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик отказывается от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если заказчик обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, на стадии рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе на выполнение работ, требующих членства в саморегулируемой организации, заказчик проверяет выписку из реестра членов саморегулируемой организации. На основании представленной выписки принимается решение о соответствии или несоответствии участника закупки требованию о членстве в саморегулируемой организации. Размер фактически внесенного участником закупки взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на дату рассмотрения заявок по выписке определить невозможно, и на указанную дату он может не соответствовать необходимому уровню ответственности. Однако это не означает, что участник закупки не является членом саморегулируемой организации и не может принимать участие в закупке.

Вместе с тем заказчику необходимо проверить действительный размер взноса в компенсационный фонд при заключении контракта с победителем электронной процедуры и в случае его несоответствия уровню ответственности члена саморегулируемой организации отказаться от заключения контракта.

Вышеизложенное подтверждается практикой рассмотрения дел Федеральной антимонопольной службой (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 01 февраля 2018 г. № 18-03з/2018).