Суд в очередной раз рассмотрел спор, связанный с нецелевым использованием денежных средств.
В частности, при проведении контрольных мероприятий по факту использования муниципальным образованием субвенции, предоставленной за счет средств регионального бюджета, встречные проверки были инициированы в учреждениях – получателях субсидий. По результатам проверок было установлено нецелевое расходование средств регионального бюджета, в связи с чем учреждения понесли ответственность в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановлениями АС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2022 № Ф02-1263/22, от 27.04.2022 № Ф02-1256/22, Ф02-1336/22, Ф02-1272/22, от 04.04.2022 № Ф02-956/22 решение контрольного органа было признано неправомерным и не соответствующим положениям действующего законодательства. Так, при рассмотрении каждого из дел суд указал, что согласно положениям БК РФ предметом встречной проверки не может являться финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка. Встречная проверка проводится с целью установления или подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Как было установлено материалами дела, учреждения, где были инициированы проверки, объектами контроля не выступали.
В данной связи суд пришел к выводу, что доказательства нецелевого использования денежных средств были получены с нарушениями требований закона.
Таким образом, применение штрафных санкций является необоснованным.
Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.
Так, при выявлении нарушений в ходе проведения встречной проверки объектам встречных проверок представления и предписания не направляются. Встречные проверки направлены только на установление и подтверждение фактов, связанных с деятельностью основного объекта контроля.
При выявлении нарушений в ходе проведения встречной проверки, связанных с деятельностью объекта контроля, ему направляется представление или предписание с требованием об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, а также о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию, в том числе путем проведения претензионной работы в отношении объекта встречной проверки.