По результатам проверки ФХД учреждения Казначейство выявило нарушения бюджетного законодательства в части оприходования материальных запасов в сумме их фактической стоимости сразу на счет 0 105 00 000, в то время как согласно Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету указанные объекты нефинансовых активов должны быть приняты к учету на счет 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы». Выявленное нарушение, по мнению Казначейства, повлекло искажение отчетности, так как обороты по данному счету не были отражены в «Сведениях о движении нефинансовых активов» (ф. 0503168).
Учреждение оспорило данный факт. Руководствуясь нормами Бюджетного кодекса, ФЗ № 44-ФЗ, а также актуальными на период проверки (2016–2017 гг.) редакциями Инструкций № 157н и 162н, судом первой инстанции, а также последующими апелляционными судами действия учреждения были признаны законными. Так, в соответствии с положениями п. 23 Инструкции № 162н приобретение материальных запасов по фактической / сформированной стоимости учитывается по счету 0 105 00 000 в корреспонденции со счетом 0 302 34 000 или 0 208 34 000.
Судами было установлено, что для осуществления ФХД учреждение заключало соответствующие контракты (в частности, приобретение моторного топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива, бланков, хозяйственных товаров, автошин, канцелярских товаров), которые содержат условие об установленной твердой цене, применяемой в течение всего срока исполнения контракта.
Указанные выше ТМЦ были приняты на учет по контрактной цене, дополнительных затрат не производилось, а произведенные расчеты не имели характера вложений (инвестиций) в постепенное создание объектов материальных запасов, улучшение или восстановление их потребительских и эксплуатационных качеств.
Верховный суд РФ также отказал ревизорам в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам (Определение Верховного суда РФ от 08.04.2020 № 301-ЭС20-3205).
Следует отметить, что с 2020 года вступил в действие Стандарт «Запасы», который не вступает в противоречие с нормами Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н и п. 34 Инструкции № 183н, позволяющими отнести приобретение ТМЦ на счет 0 105 00 000 при отсутствии каких-либо дополнительных расходов на их приобретение, влияющих на их стоимость, например, доставка. Однако в Методических рекомендациях к указанному Стандарту обозначена необходимость применения счета 0 106 34 000 при покупке материальных запасов вне зависимости от возникновения дополнительных расходов на их приобретение.
Как было сказано выше, нормы действующих Инструкций предусматривают учет матзапасов на счет 0 105 00 000 только в корреспонденции со счетами 0 302 34 000 и 0 208 34 000, в то время, напомним, в прошлом году был введен специальный КОСГУ 214 и соответствующий ему счет 0 302 14 000 для отражения проводок по выплатам в натуральной форме, например, оплата проезда в отпуск. В таком случае надлежит обратиться к обозначенным Методическим рекомендациям и принять на вооружение подобные корреспонденции по счетам, отразив их в учетной политике.
Также следует отметить, что указанные Инструкции действуют по сегодняшний день и при существующих нововведениях не изменяют своего отношения к порядку учета приобретения ТМЦ, поэтому описанные выше решения судов остаются актуальными до настоящего времени.