Финансовое ведомство подготовило обширные системные разъяснения в части учета операций по предоставлению и получению субсидий на выполнение государственного/муниципального задания и на иные цели с примерами бухгалтерских корреспонденций.

На некоторые моменты стоит обратить особое внимание, поскольку они представляют собой определенные новшества в порядке признания доходов в виде субсидий у учреждений и расходов - у органа-учредителя при их предоставлении:

1. Документ-основание для признания субсидии в доходах текущего года - Извещение (ф. 0504805).

Признание доходов текущего отчетного года по доведенным субсидиям на отчетный период по мере достижения показателей целесообразно отражать в бухгалтерском учете учреждения последним рабочим днем того отчетного периода, в котором выполняются условия предоставления субсидии и достигаются поставленные цели. И основанием для этого должен стать Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания/Отчет о достижении целевых показателей. Такое требование пока закреплено в Инструкциях №№ 174н и 183н.

Однако если срок предоставления такого Отчета установлен позднее даты формирования годовой бухгалтерской отчетности, например, в феврале, то в целях формирования расчетов по полученным субсидиям для составления годовой отчетности документом-основанием может стать Извещение (ф. 0504805). Составить его нужно в двух экземплярах и направить учредителю. Причем для оперативности можно отправить по электронной почте скан-копии документов.

Напомним, в конце прошлого года Минфин высказывал мнение о том, что документом-основанием для признания доходами текущего отчетного периода субсидии на задание при его выполнении может быть извещение. Но, во-первых, это были разъяснения частного характера. Во-вторых, тогда не конкретизировалось, что речь идет об Извещении формы 0504805.

Теперь же позиция ведомства в отношении документа-основания прописана достаточно четко и подлежит обязательному применению. Соответствующие поправки Минфин планирует внести и в Инструкции. Подробнее об этом здесь.

Обратите внимание: формирование Извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанности представления Отчетов по субсидиям, даже если они должны быть представлены учреждением после годовой бухгалтерской отчетности.

2. Изменение суммы ранее принятых показателей - это уточнение оценочных значений.

Вполне может быть, что Отчет о выполнении задания / Отчет о выполнении условий предоставления целевой субсидии покажет факт недостижения показателей задания или целевой субсидии. Соответственно, объем субсидии, ранее зафиксированный на основании Извещения (ф. 0504805) подлежит изменению. Минфин прямо указывает: такая корректировка является уточнением ранее принятых оценочных значений. Такие корректировки отражаются Учредителем с направлением учреждению Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи. Обратите внимание: проводки по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.

Вышеизложенный подход, на наш взгляд, вполне применим и в отношении порядка отражения в учете начислений налогов на имущество и на землю. Метод начисления обязывает учреждение начислить налог в том отчетном периоде, к которому он относится, а налоговое законодательство предусматривает формирование налоговой декларации после окончания отчетного / налогового периода. Поэтому вполне вероятно, что сумма налога, исчисленная на основании декларации, будет отличаться от суммы предварительного расчета, сделанного в целях бухучета. И в такой ситуации речи об ошибке идти не может, ведь первоначально отражаются суммы на основании предварительного расчета, предусмотренного учетной политикой. Соответственно, корректировка в учете суммы налога по факту представления декларации - это тоже уточнение оценочных значений текущей датой.

К числу ситуаций, при которых изменение ранее принятых к учету показателей справедливо отражать не как исправление ошибки, а как уточнение оценочных значений, можно также отнести:

- выявление факта недостижения показателей по субсидиям не в момент принятия Отчета учредителем, а, например, в результате проверки органов финконтроля;

- изменение сумма налога на имущество/на землю по декларации после камеральной проверки налоговой инспекции.

Но, к сожалению, в отношении подобных ситуаций разъяснений в данном письме нет...

3. Финансовый результат текущего года по субсидии на иные цели признается в сумме без учета перечисленных авансов.

Минфин прямо указывает: доходы/расходы текущего финансового года по операциям от получения/предоставления субсидий на иные цели на основании Извещения (ф. 0504805), Отчета о достижении целевых показателей или иного документа, предусмотренного Соглашением для целей завершения в учете финансового года, отражаются в учете учреждения и учредителя в сумме принятых учреждением денежных обязательств по расходам за счет целевой субсидии без учета перечисленных авансов. То есть при наличии одного из этих документов в учете обеих сторон должна быть учтена одинаковая сумма без учета авансов, отраженная проводками

У учреждения: Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 401 10 152 (162)

У органа-учредителя: Дебет 1 401 20 241 (281) Кредит 1 302 41 (81) 732.

Соответственно, в годовом отчете учреждения по счету 5 401 40 152 (162) может числиться только сумма, соответствующая сумме авансов/предоплат, произведенных за счет средств целевой субсидии и она должна быть подтверждена идентичными показателями по дебету счета 5 206 ХХ 560.

4. Действия при наличии остатка средств целевых субсидий и кредиторской задолженности

Наличие в конце года на лицевом счете и по счету 5 201 11 000 остатка неиспользованные средства субсидии влечет необходимость отражения в учете одной из двух операций:

1. Есть остаток средств, но НЕТ подлежащей оплате кредиторской задолженности - остаток субсидии нужно вернуть в бюджет и отразить задолженность перед бюджетом:

Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 303 05 731

2. Есть остаток средств, ЕСТЬ кредиторская задолженность, отраженная на счетах 5 300 00 000 и на 500-х счетах учета обязательств, - признаем сумму остатка в размере «кредиторки» в доходах текущего года:

Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 401 10 152 (162).

Впоследствии учредитель рассмотрит вопрос о потребности в этих средствах.

Иными словами, весь остаток средств на лицевом счете по КФО 5 должен быть «закрыт» задолженностью - либо перед кредиторами, либо перед бюджетом.

Если при наличии кредиторской задолженности в следующем году произойдут события, вследствие которых оплачивать ее не придется, например, решение суда, расторжение договора или при признание расходов по этому договору нецелевыми, нужно на эту сумму начислить задолженность перед бюджетом:

Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 303 05 731

То же самое придется сделать и при возврате в следующем году ранее перечисленного аванса.

5. Показатели счета 5 205 52 (62) 000 при уменьшении субсидии текущего года обнуляются.

Бывает, что учредитель в текущем году перечисляет целевую субсидию в меньшем объеме, нежели было предусмотрено Соглашением изначально. И у учреждения в конце года остается не «закрытым» дебет счета 5 205 52 (62) 000 на сумму не доведенной субсидии. В такой ситуации Минфин рекомендует учреждению обнулить расчеты с учредителем по доходам по этой субсидии обратной проводкой:

Дебет 5 401 40 152 (162) Кредит 5 205 52 (62) 561.

Причем учредитель остатки принятых бюджетных обязательств по не предоставленной в 2019 году субсидии, отраженные на счетах санкционирования расходов, на 01.01.2020 не переносит.

6. Обязательное выполнение соотношений показателей при подтверждении остатков по счетам

Учитывая выше приведенный алгоритм действий, можно проследить ряд закономерностей:

1. Если ЕСТЬ остаток на 5 201 11 000, при этом НЕТ начисления на 5 303 05 731 и НЕТ остатка по Кт 0 401 40 152 (162), значит в учете должна числиться «кредиторка».

2. При сверке показателей годовой отчетности у учреждения и учредителя должно соблюдаться следующее соотношение:

Остаток Кт 5 401 40 152 (162) = Остаток авансов по Дт 5 206 ХХ 560 (за счет конкретной субсидии) = Дт 1 206 41 (81) 562 (у учредителя по этой субсидии)

3. Казначейством предусмотрено контрольное соотношение к отчетности:

У учреждения Кт 5 401 40 152 (162) - Дт 5 205 52 (62) 561 = Дт 1 206 41 (81) 562 у учредителя.

Очевидно, что данное соответствие показателей будет «работать» только когда расчеты между учреждением и учредителем еще не были подтверждены Извещением (ф. 0504805), т.е. при составлении промежуточной отчетности.