Организации бюджетной сферы должны периодически переоценивать актуальность своей учетной политики и в случае необходимости вносить коррективы. Рекомендуется провести такой анализ до конца текущего года, поскольку изменения в учетной политике вступают в силу с начала нового отчетного года, если другое не предусмотрено конкретной причиной. Изменения в учетной политике должны производиться в строго определенных случаях, согласно ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ и п. 12 Стандарта «Учетная политика», а дополнения оформляются по п. 14 данного Стандарта. Мы подготовили материал для проверки действующей учетной политики на 2025 год. Среди обязательных изменений можно отметить те, что связаны с приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н, который утверждает новые формы электронных документов бухгалтерского учета и методические указания по их применению. В 2025 году обновленная бюджетная классификация также может потребовать корректировок в отдельных положениях учетной политики.
Приказ № 61н
|
Новшество
|
Было
|
Стало
|
Обязательное применение электронных форм первичных документов из приказа № 61н, для которых дата применения установлена с 01.01.2025:
- Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466);
- Инвентаризационная ведомость наличных денежных средств (ф. 0510467);
- Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468)
|
Учетной политикой могло быть установлено более раннее применение указанных форм первичных документов
|
Формы из приказа № 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов из приказа № 61н, для которых в обязательном порядке установлено применение с 01.01.2025
|
Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) – с 01.01.2025 прямо установлено для всех учреждений, что форма не применяется для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ
|
Так как не было прямого запрета, то учетной политикой могло быть установлено применение Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ
|
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ (если такие положения были)
|
Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) – с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено применение документа при определении справедливой стоимости дополнительно:
- для имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации (излишки);
- для имущества, полученного в результате демонтажа (ликвидации);
- в случае безвозмездного поступления имущества от иных организаций (иных правообладателей), за исключением организаций бюджетной сферы
|
Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Решения (ф. 0510442), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов
|
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Решения (ф. 0510442) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Решения (ф. 0510442)
|
Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) – с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено дополнительно применение документа при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов, ликвидации (демонтажа, утилизации)
|
Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Акта (ф. 0510448), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов
|
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Акта (ф. 0510448) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Акта (ф. 0510448)
|
Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) оформляется, в частности, по завершении формирования капитальных вложений в основное средство для принятия объекта к учету
|
-
|
Целесообразно предусмотреть учетной политикой случаи и основания принятия к учету основных средств без оформления Решения (ф. 510441)
|
Материальные запасы могут быть списаны при выдаче согласно установленному нормативу на основании Требования-накладной (ф. 0510451)
|
-
|
Учетной политикой следует предусмотреть случаи списания материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0510451)
|
Другие изменения
|
Инструкциями по ведению учета не предусмотрен порядок перевода на счет 21 основных средств до 10 000 руб. с начисленной амортизацией, поступивших безвозмездно от других учреждений.
Поэтому в учетной политике целесообразно предусмотреть вариант, что при поступлении таких основных средств амортизация продолжает учитываться в порядке, предусмотренном передающей стороной. Если учредитель, ГРБС и(или) финансовый орган согласуют для таких ситуаций корреспонденции по списанию ранее начисленной амортизации и отнесению основных средств на счет 21, то предусмотреть этот вариант
|
Вопрос не был урегулирован и ранее
|
Необходимо проверить актуальность соответствующих положений в учетной политике и при необходимости согласовать их с учредителем, ГРБС и(или) финансовым органом
|
В настоящее время контрольными соотношениями предусмотрена проверка увязки вида поступающих и выбывающих нефинансовых активов в случае безвозмездных передач между организациями бюджетной сферы
|
Ранее такая сверка между бюджетными (автономными), а также между бюджетными (автономными) и казенными учреждениями не проводилась
|
Проверить, нет ли в учетной политике положений, которые не учитывали возможность такой сверки, и скорректировать при необходимости
|
При разработке учетной политики для ведения бюджетного учета и бухгалтерского учета в государственных БУ и АУ необходимо было учесть обновленные положения ряда федеральных стандартов бухгалтерского учета не позднее 01 июля 2024 года. Это касается стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который утвержден приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н. Изменения в него были внесены приказом Минфина России от 13 сентября 2023 г. № 143н.Также следует учитывать стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», в который также внесены изменения приказом Минфина России от 13 сентября 2023 г. № 144н:
Новшество
|
Было
|
Стало
|
Необходимо актуализировать график документооборота согласно требованиям, установленным в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
|
График документооборота составлялся без специальных требований, установленных нормативно
|
График документооборота следует составлять с учетом установленных нормативно требований
|
Необходимо разработать правила документооборота с учетом требований, установленных в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
|
Ранее правила документооборота могли быть включены в основной приказ об утверждении учетной политики
|
Сейчас целесообразно выделить правила документооборота в качестве отдельного приложения к учетной политике. При этом есть установленные нормативно требования к правилам
|
Необходимо актуализировать порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии согласно требованиям, установленным в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»
|
Ранее не было специальных требований для организаций бюджетной сферы
|
Порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии следует составлять с учетом установленных нормативно требований
|
Следует учитывать, что учреждение должно не только внести необходимые изменения и дополнения в свою учетную политику, но и принимать их во внимание при подготовке и подаче бюджетной отчетности. Для доработки учетной политики необходимо отразить аспекты бухгалтерского учета, которые не регламентированы законодательством. Это подразумевает постоянное обновление и дополнение документации. Причины для изменений могут быть связаны:
- с внедрением новых правил учета;
- с существенными изменениями в условиях хозяйственной деятельности;
- с изменением полномочий и функций учреждения.
Таким образом, положения учетной политики периодически пересматриваются и при необходимости корректируются, включая:
- рабочий план счетов;
- график документооборота;
- перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
- другие разделы и приложения к учетной политике.
К числу дополняемых разделов учетной политики можно отнести:
- стандартизацию названий разделов в соответствии с обязательными элементами;
- перечень балансовых счетов, не подлежащих инвентаризации;
- уточнения по расчету чистых активов для бухгалтерской отчетности;
- уточнение порядка учета программ, полученных безвозмездно;
- а также другие важные дополнения.