Организации бюджетной сферы должны периодически переоценивать актуальность своей учетной политики и в случае необходимости вносить коррективы. Рекомендуется провести такой анализ до конца текущего года, поскольку изменения в учетной политике вступают в силу с начала нового отчетного года, если другое не предусмотрено конкретной причиной. Изменения в учетной политике должны производиться в строго определенных случаях, согласно ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ и п. 12 Стандарта «Учетная политика», а дополнения оформляются по п. 14 данного Стандарта. Мы подготовили материал для проверки действующей учетной политики на 2025 год. Среди обязательных изменений можно отметить те, что связаны с приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н, который утверждает новые формы электронных документов бухгалтерского учета и методические указания по их применению. В 2025 году обновленная бюджетная классификация также может потребовать корректировок в отдельных положениях учетной политики.

Приказ № 61н

Новшество

Было

Стало

Обязательное применение электронных форм первичных документов из приказа № 61н, для которых дата применения установлена с 01.01.2025:

- Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464);

- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465);

- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466);

- Инвентаризационная ведомость наличных денежных средств (ф. 0510467);

- Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468)

Учетной политикой могло быть установлено более раннее применение указанных форм первичных документов

Формы из приказа № 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов из приказа № 61н, для которых в обязательном порядке установлено применение с 01.01.2025

Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) – с 01.01.2025 прямо установлено для всех учреждений, что форма не применяется для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ

Так как не было прямого запрета, то учетной политикой могло быть установлено применение Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ (если такие положения были)

Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442)   – с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено применение документа при определении справедливой стоимости дополнительно:

- для имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации (излишки);

- для имущества, полученного в результате демонтажа (ликвидации);

- в случае безвозмездного поступления имущества от иных организаций (иных правообладателей), за исключением организаций бюджетной сферы

Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Решения (ф. 0510442), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Решения (ф. 0510442) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Решения (ф. 0510442)

Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) – с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено дополнительно применение документа при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов, ликвидации (демонтажа, утилизации)

Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Акта (ф. 0510448), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Акта (ф. 0510448) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Акта (ф. 0510448)

Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) оформляется, в частности, по завершении формирования капитальных вложений в основное средство для принятия объекта к учету

-

Целесообразно предусмотреть учетной политикой случаи и основания принятия к учету основных средств без оформления Решения (ф. 510441)

Материальные запасы могут быть списаны при выдаче согласно установленному нормативу на основании Требования-накладной (ф. 0510451)

-

Учетной политикой следует предусмотреть случаи списания материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0510451)

Другие изменения

Инструкциями по ведению учета не предусмотрен порядок перевода на счет 21 основных средств до 10 000 руб. с начисленной амортизацией, поступивших безвозмездно от других учреждений.

Поэтому в учетной политике целесообразно предусмотреть вариант, что при поступлении таких основных средств амортизация продолжает учитываться в порядке, предусмотренном передающей стороной. Если учредитель, ГРБС и(или) финансовый орган согласуют для таких ситуаций корреспонденции по списанию ранее начисленной амортизации и отнесению основных средств на счет 21, то предусмотреть этот вариант

Вопрос не был урегулирован и ранее

Необходимо проверить актуальность соответствующих положений в учетной политике и при необходимости согласовать их с учредителем, ГРБС и(или) финансовым органом

В настоящее время контрольными соотношениями предусмотрена проверка увязки вида поступающих и выбывающих нефинансовых активов в случае безвозмездных передач между организациями бюджетной сферы

Ранее такая сверка между бюджетными (автономными), а также между бюджетными (автономными) и казенными учреждениями не проводилась

Проверить, нет ли в учетной политике положений, которые не учитывали возможность такой сверки, и скорректировать при необходимости

При разработке учетной политики для ведения бюджетного учета и бухгалтерского учета в государственных БУ и АУ необходимо было учесть обновленные положения ряда федеральных стандартов бухгалтерского учета не позднее 01 июля 2024 года. Это касается стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который утвержден приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н. Изменения в него были внесены приказом Минфина России от 13 сентября 2023 г. № 143н.Также следует учитывать стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», в который также внесены изменения приказом Минфина России от 13 сентября 2023 г. № 144н:

Новшество

Было

Стало

Необходимо актуализировать график документооборота согласно требованиям, установленным в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

График документооборота составлялся без специальных требований, установленных нормативно

График документооборота следует составлять с учетом установленных нормативно требований

Необходимо разработать правила документооборота с учетом требований, установленных в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Ранее правила документооборота могли быть включены в основной приказ об утверждении учетной политики

Сейчас целесообразно выделить правила документооборота в качестве отдельного приложения к учетной политике. При этом есть установленные нормативно требования к правилам

Необходимо актуализировать порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии согласно требованиям, установленным в Приложении № 2 к Стандарту «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Ранее не было специальных требований для организаций бюджетной сферы

Порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии следует составлять с учетом установленных нормативно требований

Следует учитывать, что учреждение должно не только внести необходимые изменения и дополнения в свою учетную политику, но и принимать их во внимание при подготовке и подаче бюджетной отчетности. Для доработки учетной политики необходимо отразить аспекты бухгалтерского учета, которые не регламентированы законодательством. Это подразумевает постоянное обновление и дополнение документации. Причины для изменений могут быть связаны:

- с внедрением новых правил учета;

- с существенными изменениями в условиях хозяйственной деятельности;

- с изменением полномочий и функций учреждения.

Таким образом, положения учетной политики периодически пересматриваются и при необходимости корректируются, включая:

- рабочий план счетов;

- график документооборота;

- перечень первичных документов и регистров бухгалтерского учета;

- другие разделы и приложения к учетной политике.

К числу дополняемых разделов учетной политики можно отнести:

- стандартизацию названий разделов в соответствии с обязательными элементами;

- перечень балансовых счетов, не подлежащих инвентаризации;

- уточнения по расчету чистых активов для бухгалтерской отчетности;

- уточнение порядка учета программ, полученных безвозмездно;

- а также другие важные дополнения.