В решениях Бежаницкого районного суда Псковской области от 16 января 2024 г. (дело № 2-29/2024) и от 02 ноября 2023 г. (дело № 2-298/2023) указано, что существует норма Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», которая требует от учреждений и централизованных бухгалтерий публиковать на своих официальных сайтах основные положения учетной политики и(или) копии документов, входящих в состав учетной политики. Однако некоторые учреждения игнорируют это требование и не публикуют положения учетной политики даже после представления прокуратуры.

В результате прокурор обратился в суд с требованием обязать учреждение выполнить это требование. Суд признал, что учреждение нарушило закон, не приняв меры по обеспечению открытости и доступности информации о своей деятельности. Исходя из изложенного, суд удовлетворил иск прокурора и назначил учреждению предельный срок для исполнения решения.

Однако остается вопрос о том, в каком объеме должны быть размещены основные положения и как оформить документ с отдельными положениями учетной политики. Стандарт «Учетная политика...» не уточняет этот момент, но методрекомендации по его применению поясняют, что публичное раскрытие учетной политики на сайте субъекта учета может быть реализовано путем размещения обобщенной информации, содержащей основные положения, с указанием их реквизитов, либо путем размещения копий документов учетной политики, либо путем комбинации обоих вариантов.

Важно отметить, что Минфин России также является субъектом учета и выполняет требования стандарта «Учетная политика...».

Основные положения учетной политики Минфина РФ, размещенные на его официальном сайте, полностью раскрывают все значимые аспекты локального акта и могут служить ориентиром для учреждений при подготовке к публикации своей учетной политики. Напомним, что если учреждение не выполняет требования о публикации учетной политики, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя возбуждает исполнительное производство, что приведет к необходимости уплаты исполнительского сбора.

Повторное уклонение от исполнения судебного акта может повлечь привлечение к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ.