В соответствии с положениями Инструкции № 157н и ряда Федеральных Стандартов комиссия по поступлению и выбытию активов создается для выполнения целого ряда задач, включая учет основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, их срок эксплуатации, а также их выбытие. Комиссия устанавливает срок полезного использования объектов, наносит инвентарные номера на инвентарные объекты основных средств, определяет срок использования нематериальных активов и т. д.
Создание комиссии по поступлению и выбытию активов в учреждении обязательно, и ее отсутствие является нарушением требований стандартов бухгалтерского учета, Инструкции № 157н, а также приказов № 52н и № 61н. В случае отсутствия комиссии прокуратура может инициировать обращение в суд с целью обязания создать комиссию и утвердить порядок ее работы.
В таких случаях, по инициативе прокуратуры, бездействие учреждения признается незаконным судом и, как следствие, учреждение обязывается создать комиссию и утвердить порядок ее работы (решение Одоевского районного суда Тульской области от 30.01.2024 по делу № 2а-50/2024). Кстати, если учреждение не исполняет требование о создании комиссии даже после решения суда, судебный пристав-исполнитель может возбудить исполнительное производство. Соответственно, учреждение будет обязано заплатить исполнительский сбор. Если учреждение повторно уклоняется от исполнения судебного акта, оно может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ.
2. В одном из случаев в распоряжении руководителя учреждения не было указано о создании комиссии по поступлению и выбытию активов, и отдельным документом не был указан состав ее членов, соответственно, к работе комиссия не приступила. Отсутствие комиссии привело к невозможности своевременного списания материальных ценностей и отражения этих операций в учете, что привело к искажению показателей отчетности. В результате руководитель учреждения был оштрафован в соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 26.07.2023 по делу № 12-96/2023).
3. В другом учреждении был принят более ответственный подход к этому вопросу. В больнице была создана специальная комиссия, состав которой был утвержден отдельным приказом в соответствии с положениями учетной политики. Однако в течение пяти лет состав комиссии не изменялся, что было отмечено ревизорами как нарушение учетной политики (решение АС Амурской области от 24.11.2023 по делу № А04-9490/2023).
4. Отсутствие Положения о комиссии по поступлению и выбытию активов может стать основанием:
- для признания учетной политики некорректной;
- для обоснованных требований со стороны контролеров повысить ответственность должностных лиц учреждения за соблюдением правил бухгалтерского учета и отчетности (постановление Четвертого ААС от 23.09.2022 № 04АП-3978/22).
5. В учетной политике учреждения был установлен порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов: заседание комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Однако при проверке было выяснено, что в течение трех месяцев материальные ценности были приняты к учету без участия профильной комиссии, что являлось нарушением установленного порядка. Главного бухгалтера уволили за ненадлежащую организацию работы и отсутствие контроля за работой бухгалтерии и другие нарушения (решение Видновского горсуда Московской области от 17.11.2021 по делу № 2-5531/2021).
6. Руководство учреждения пришло к выводу, что недобросовестное и небрежное отношение начальника отдела к своим обязанностям при оприходовании материальных ценностей вместе с проведенной позднее инвентаризацией привело к их утрате. Увольнение должностного лица было признано законным (решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 06.10.2023 по делу № 02-2383/2023).
7. В ходе проверки КСП сравнила акты выполненных работ с актами о приеме-передаче объектов НФА, составленными комиссией. Было обнаружено расхождение между фактической стоимостью объектов и первоначальной балансовой стоимостью, по которой они были приняты к учету, – не все затраты на приобретение и создание объектов были включены в их стоимость. Также выяснилось, что комиссия не приняла решение о включении в учет еще нескольких объектов благоустройства, отвечающих критериям основных средств. КСП признала виновным заместителя главы администрации, члена профильной комиссии. Суд согласился: лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации данных в регистрах бухгалтерского учета и их достоверность. Члены комиссии нарушили нормативные акты, что привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности (постановление мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района Краснодарского края от 01.04.2024 № 5-111/24).
8. Решение о классификации материальных ценностей как нефинансовых активов принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Бухгалтер, учитывающий НФА без участия комиссии, несет ответственность за последствия. Учет материальных ценностей без участия комиссии явился основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа главного бухгалтера (постановление Ольского райсуда Магаданской области от 16.01.2024 по делу № 5-5/2024).
9. В рамках одного из дел было установлено, что отсутствие решения комиссии явилось основанием для пропуска объектов НФА, что привело к пробелам в системе контроля. Например, светильники для ремонта помещений были учтены как основные средства без соответствующего решения комиссии (постановление Четвертого КСОЮ от 26.03.2021 по делу № 16-2260/2021).
10. Неисполнение обязанностей профильной комиссией может привести к искажению отчетности. Например, медучреждение списало сушильные барабаны без соответствующих документов, что привело к ошибкам в отчетности и неправомерным расходам (постановление Седьмого ААС от 13.09.2023 № 07АП-6367/23).