В ряде случаев у учреждения может возникать кредиторская задолженность, не связанная с его договорными обязательствами. Примером такой ситуации является задолженность за коммунальные ресурсы, потребленные в связи с использованием недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении. Суды при рассмотрении исков о взыскании такой задолженности указывают, что отсутствие договора не освобождает учреждение от обязанности нести расходы на содержание своего имущества. При этом право оперативного управления может возникать помимо воли учреждения. Например, в одном из дел учреждение считало, что право оперативного управления на недвижимое имущество зарегистрировано за ним неправомерно, так как не были подписаны акты приема-передачи.

Однако суды указали, что такие акты не являются правоустанавливающими. Право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением (п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ). При этом собственник не обязан учитывать мнение учреждения при принятии такого решения. Это не означает, что учреждение обязано содержать имущество, которое не использует. Если наделенный полномочиями собственника имущества орган не принимает меры по его изъятию, учреждение вправе обратиться в суд с требованием о прекращении права оперативного управления.

Судебная практика:

- Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05 февраля 2024 г. по делу № А42-9841/2023: суд взыскал с учреждения задолженность за коммунальные ресурсы, потребленные в связи с использованием недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления;

- постановление АС Дальневосточного округа от 20 октября 2023 г. № Ф03-4837/23: суд указал, что отсутствие актов приемки-передачи не является основанием для признания права оперативного управления недействительным;

- постановление АС Волго-Вятского округа от 27 декабря 2023 г. № Ф01-8192/23: суд удовлетворил иск учреждения о прекращении права оперативного управления на имущество, которое оно не использует.