По делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения суды первой и второй инстанций признали обоснованным требование истца – организации, продавшей спорное имущество (самоходный погрузчик) по договору, признанному в дальнейшем недействительным, – к гражданину, который приобрел этот погрузчик на основании последующего договора купли-продажи.

Вынося решения, суды исходили из того, что гражданин обязан был проявить должную внимательность и осмотрительность перед покупкой для проверки «чистоты» приобретаемого им имущества. Исходя из этого, они отказались признавать данного гражданина добросовестным приобретателем.

Как выяснилось, на момент покупки ответчиком погрузчика имел место судебный спор между третьим лицом и сторонами первого договора купли-продажи, информация об этом споре публиковалась в открытых источниках.

Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 13 апреля 2021 г. № 16-КГ21-2-К4 данная точка зрения признана несостоятельной.

Верховный суд РФ указал, что на дату заключения ответчиком договора купли-продажи погрузчик состоял на государственном учете, его собственником числился продавец. Доказательств того, что данное имущество было под каким-либо видом обременения или что ответчик был осведомлен о наличии притязаний на него со стороны третьих лиц, не было. Верховный суд РФ указал, что покупатель не обязан проводить какие-либо проверки в отношении приобретаемого имущества.