Вопрос об отстранении от работы в связи с тем, что определенные категории работников не прошли вакцинацию от COVID-19, не утратил своей актуальности.

В рассматриваемом деле сотрудник, работающий по профессии электролизник расплавленных солей 6-го разряда в организации по обработке алюминия, был дважды отстранен от работы в связи с отказом произвести вакцинацию от COVID-19. Посчитав приказы незаконными, работник обратился в суд. Решением городского суда Иркутской области исковые требования работника оставлены без удовлетворения. Суд первой инстанции указал, что ссылка истца на Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, является неправомерной. По мнению суда, работодатель действовал в соответствии с нормами и принципами, закрепленными в законодательстве, где указано, что данная категория лиц также обязана произвести вакцинацию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда решение городского суда Иркутской области по данному делу отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа от 10 августа 2022 г. и компенсации морального вреда, с принятием в отмененной части нового решения. Исковые требования в указанной части удовлетворены, суд признал незаконным приказ от 10 августа 2022 г. об отстранении истца от работы, взыскал с работодателя в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В основу такого решения были положены следующие доводы:

- в приказе об отстранении от работы отсутствовало указание на конкретную причину отстранения, а именно на то, что работник не прошел вакцинацию от COVID-19;

- в приказе об отстранении от работы отсутствовала ссылка на постановление главного государственного санитарного врача субъекта РФ, на основании которого работник был отстранен от работы.

Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены либо изменения решений судов первой и апелляционной инстанций (Определение Восьмого КСОЮ от 06.06.2023 № 8Г-9295/2023).