Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 04 июня 2024 г. № 301-ЭС23-26689 и постановлению Семнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 01 июля 2024 г. № 17АП-5079/24 региональное Управление Федеральной налоговой службы провело выездную налоговую проверку за 2015–2017 годы. По результатам проверки было принято решение от 25 мая 2022 года о привлечении организации-налогоплательщика к ответственности, в соответствии с которым ей были доначислены налог на прибыль, НДС, начислены пени и штрафы. Из-за неуплаты налогов и санкций в установленный срок Управление ФНС приняло решение от 24 октября 2022 года о взыскании их со счетов организации и выставило инкассовые поручения.
Организация обратилась в суд с требованиями о признании решения о взыскании и инкассовых поручений недействительными, утверждая, что налоговики нарушили сроки проведения налоговой проверки более чем на два года, что лишило их права на принудительное взыскание задолженности по налогам, пеням, штрафам, начисленным в результате проверки.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, однако кассационный суд отменил их решения. Кассационный суд указал, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки. Управлением ФНС были соблюдены сроки направления требования и принятия решения о взыскании, исчисленные со дня вступления решения в силу – 09 сентября 2022 года, без учета нарушения сроков проведения самой налоговой проверки и рассмотрения ее результатов.
Однако Верховный суд РФ пояснил, что регламентация сроков взыскания налогов и проведения налоговых проверок имеет общие цели, направленные на обеспечение правовой определенности и равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством.