Казенному учреждению были выделены инвестиции из средств федерального бюджета на строительство школы по КВР 414 в рамках реализации национального проекта. В данной связи учреждению был предоставлен и соответствующий земельный участок.
В ходе проведения контрольных мероприятий казначейскими органами было установлено, что учреждение произвело оплату земельного налога (два авансовых платежа и годовой расчет) за участок, на котором осуществлялось возведение школы, за счет инвестиционных средств. Расходы на оплату налога учреждение отразило в составе капитальных вложений на счете 106 00. В данной связи оплата налога в общей сумме 940 500 руб. была признана казначейскими органами нецелевым использованием выделенных денежных средств.
Основываясь на Методике определения стоимости строительства МДС 81-35.2004 (действовала на момент составления сводного сметного расчета), можно прийти к выводу, что уплата земельного налога в период строительства может включаться в сводный сметный расчет. Такие расходы отражаются в главе 1 «Подготовка территории строительства» как средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. Действующая Методика № 421/пр от 05.10.2020 содержит аналогичные положения.
При этом казначейские органы установили, что сводный сметный расчет стоимости строительства школы сумм на уплату налога не предусматривал. Отсюда и оплата подобных расходов не может быть признана правомерной.
В ходе судебного рассмотрения дела учреждением были даны пояснения, сводящиеся к тому, что суммы земельного налога были уплачены за счет средств, которые были предусмотрены разделом «Непредвиденные затраты» сводного сметного расчета.
Однако данный довод не мог быть принят судом ввиду того, что непредвиденные затраты представляют собой расходы, которые могут возникнуть в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства при уточнении проектных решений или условий строительства. В данной связи земельный налог не может быть расценен в качестве непредвиденных затрат.
Решением АС Новосибирской области от 19.01.2022 по делу № А45-20524/2021 было установлено нецелевое использование инвестиционных средств, в связи с чем израсходованные средства учреждение обязано вернуть в бюджет.
При этом расходы на оплату земельного налога надлежит учитывать на счете 401 20 «Расходы текущего финансового года», а не на счете 106 00. Допущенные нарушения повлекли существенное искажение показателей Баланса (ф. 0503130) и Отчета о финансовых результатах (ф. 0503121). Такое искажение признается административным правонарушением в соответствии с ч. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ.