Ранее мы уже отмечали, что организации бюджетной сферы не имеют права добровольно отказываться от взыскания дебиторской задолженности даже по соглашению сторон.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2024 г. по делу № А32-24529/2023 является еще одним ярким примером того, что действия должностных лиц учреждения могут квалифицироваться как недобросовестные и повлечь за собой обязанность возместить ущерб.

В данном случае спор возник из-за расторжения государственного контракта по соглашению сторон. Должностные лица казенного учреждения сочли, что при одностороннем отказе от исполнения контракта у подрядчика возникли бы основания для взыскания платы за выполненные работы. По расчетам заказчика, в таком случае расходы из бюджета превысили бы сумму штрафных санкций, взысканных с подрядчика. Поэтому, по мнению учреждения, соглашение о расторжении контракта являлось обоснованным выбором наименьшего из двух зол.

Однако ревизоры не согласились с таким подходом и направили представление с требованием возместить причиненный ущерб. Суды нескольких инстанций поддержали позицию ревизоров, указав, что учреждение злоупотребило своим правом на расторжение контракта по соглашению сторон при наличии оснований для одностороннего отказа.

В результате соглашения заказчик утратил право на претензионно-исковую работу в отношении подрядчика, причинив тем самым ущерб бюджету.