Электронный аукцион представляет собой способ, который используется для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки. Победителем электронного аукциона является участник, заявка которого соответствует требованиям, которые установлены извещением об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (применительно к ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Электронный аукцион проводится на электронной площадке. Процедуру аукциона обеспечивает оператор электронной площадки. В частности, оператор направляет в адрес заказчика все необходимые документы и информацию об участнике закупки (такие документы и информация участником закупки в заявку не включаются).
Электронный аукцион начинается с размещения заказчиком в ЕИС (единой информационной системе) извещения. Извещение размещается в ЕИС не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 300 млн руб., или не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК при закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб., либо не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок в остальных случаях.
Стоит учесть, что согласно положениям ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ при закупках по цене единиц товара, работы, услуги и максимальному значению цены контракта приведенные выше сроки зависят не от размера НМЦК, а от максимального значения цены контракта.
В рамках проведения электронного аукциона заказчику предоставлено право внести в извещение изменения. Такие изменения размещаются в ЕИС и могут вноситься как по собственной инициативе заказчика, так и на основании запроса участника закупки.
Запрос заказчику может быть направлен от лица любого заказчика, который зарегистрирован в ЕИС. Количество таких запросов о разъяснении положений извещения составляет 3. Разъяснения должны быть размещены заказчиком в ЕИС.
Закупка может быть отменена заказчиком не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. При этом закупка может быть отменена и по истечении данного срока в случае, если возникли обстоятельства непреодолимой силы.
Заявка на участие в электронном аукционе подается участником до окончания срока подачи заявок и не содержит ценового предложения. Заявка направляется оператору электронной площадки, после чего не может быть изменена.
Оператор электронной площадки возвращает заявку участнику, если такая заявка не соответствует установленным законом требованиям. При этом участник не лишен права на подачу новой заявки.
Если заявка соответствует установленным законом требованиям, то оператор электронной площадки присваивает такой заявке идентификационный номер.
Участнику электронного аукциона также предоставлено право отозвать свою заявку до окончания срока подачи заявок. Отзыв заявки не лишает участника права подать новую заявку.
Заявки, соответствующие требованиям законодательства, направляются заказчику по окончании срока подачи заявок. Кроме того, заказчику предоставляются сведения о дате и времени подачи заявки.
После подачи заявок участники электронного аукциона направляют ценовые предложения, предусматривающие снижение НМЦК либо НСЦЕ, либо увеличение ценового предложения, которое снизило в ходе аукциона цену до 0,5 % НМЦК или НСЦЕ или ниже (в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ). Если участником закупки ценовое предложение не подано, то минимальным ценовым предложением признается НМЦК либо НСЦЕ.
После процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Если ценовые предложения подавались для определения размера платы за право заключения контракта, то порядковые номера заявкам присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Если несколькими участниками поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, поданной участником, подавшим ценовое предложение ранее других.
При присвоении порядкового номера заявкам, поданным участниками без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается той заявке, которая поступила ранее других таких заявок.
Когда всем заявкам присвоены порядковые номера, оператор электронной площадки формирует протокол подачи ценовых предложений, который размещается в ЕИС и на электронной площадке. Такой протокол направляется заказчику с приложением информации и документов подавших заявки участников.
По факту размещения в ЕИС протокола подачи ценовых предложений участник, который принимал участие в закупке, вправе направить оператору запрос о разъяснении порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником. Запрос может быть направлен не позднее даты заключения контракта.
Все заявки, а также информация и документы участников рассматриваются членами комиссии по осуществлению закупок. По результатам рассмотрения заявки могут быть признаны соответствующими извещению либо могут быть отклонены.
Заявкам, которые признаны соответствующими извещению, присваиваются порядковые номера в порядке возрастания минимального ценового предложения участника, подавшего такую заявку. Исключение составляют случаи, когда заявки участников, подавших ценовые предложения, определяют размер платы за право заключения контракта. В этом случае порядковые номера заявкам присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения.
Заявке победителя присваивается первый номер.
Когда всем заявкам присвоены порядковые номера, заказчик формирует протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Такой протокол формируется с использованием электронной площадки и направляется оператору, который размещает его в ЕИС и на электронной площадке.
Относительно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участник электронного аукциона вправе направить заказчику запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки. Такой запрос может быть направлен не позднее даты заключения контракта.
После размещения в ЕИС протокола и до размещения проекта контракта участники, заявкам которых присвоены порядковые номера, начиная с четвертого, вправе отозвать свои заявки.
Электронной аукцион может быть признан несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки (п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), если по результатам рассмотрения заявок только одна заявка соответствует требованиям извещения (п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), если по результатам рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки (п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), если все участники, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ), а также если заказчик в соответствии с ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку, либо с участником, подавшим заявку, признанную единственной соответствующей требованиям извещения (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).