В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 разъясняются вопросы по применению сторонами мер по досудебному урегулированию споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Гражданский процесс.
Этот вид рассмотрения споров предусматривает обязательный досудебный порядок (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ), но только в случаях, предусмотренных законом. Этот порядок может быть установлен специальными законами, регулирующими отношения с участием потребителей в определенных сферах (например, применительно к требованию о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО).
Арбитражный процесс.
Если спор вытекает из гражданских правоотношений, то досудебный порядок может быть предусмотрен федеральным законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Несоблюдение указанного порядка влечет возврат иска либо оставление его без движения. Если же указанное обстоятельство выяснилось в процессе рассмотрения иска, то он будет оставлен без рассмотрения. ВС РФ разъяснил, что смягчены требования при принятии встречного искового заявления. Итак, теперь можно не соблюдать досудебный порядок при подаче встречного иска, так как он предъявляется после возбуждения производства по делу и соблюдение такого порядка не способствовало бы достижению целей досудебного урегулирования.
Еще одно важное обстоятельство. В случае подачи ответчиком ходатайства об оставлении иска без рассмотрения по причине несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора оно подлежит удовлетворению судом первой инстанции (судом апелляционной инстанции, рассматривающим дело по правилам суда первой инстанции) в том случае, если оно подано не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора и ответчик выразил намерение его урегулировать, а также если на момент подачи данного ходатайства не истек установленный законом или договором срок досудебного урегулирования.
Процедура направления претензии.
Претензия по спору к филиалу (представительству) должна быть направлена как по адресу филиала, так и по адресу самого юридического лица.
Претензия может быть направлена с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах), что также будет являться соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Однако такой порядок должен быть установлен нормативным правовым актом, либо предусмотрен в договоре, или данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой сторон и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом. Подтвердить обоснованность направления претензии в этом случае могут заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в соответствующей сети (скриншоты), с указанием адреса интернет-страницы и точного времени ее получения.