Переход на электронный документооборот в бухгалтерии привел к изменениям в процессе отражения хозяйственных операций. Раньше дата отражения операции соответствовала дате составления документа, но с появлением информационных систем и электронного документооборота в закупках все изменилось.
Согласно Закону № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан размещать документ о приемке в Единой информационной системе (ЕИС). Процедура формирования и подписания электронного документа стала максимально прозрачной, информация о дате и времени подписания доступна всем пользователям. Это значит, что бухгалтерской службе не составит труда определить дату отражения операций в учете.
Положениями приказа № 61н также четко регламентируется процедура формирования Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452). Руководитель учреждения должен утвердить акт, а копия, сформированная на бумажном носителе, должна быть подписана представителем поставщика (подрядчика). Последний подписант электронного документа – руководитель учреждения-заказчика. Таким образом, датой отражения в учете денежного обязательства будет являться дата утверждения акта руководителем учреждения-заказчика. Аналогично урегулирован порядок формирования электронного документа и акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) приказом № 61н. Акт (ф. 0510448) создает передающая имущество сторона, а учреждение – получатель имущества заполняет «свою» часть документа. Дата отражения в учете будет соответствовать дате утверждения акта.
Согласно юридической оставляющей официальный документ должен обладать двумя свойствами:
- юридической значимостью, то есть возможностью его использования в качестве правового аргумента;
- юридической силой, то есть способностью документа вызывать правовые последствия.
Под подлинным документом понимается:
- документ, который содержит сведения, подтверждающие его достоверность, то есть сведения об авторе, времени и месте создания;
- сведения, подтверждающие достоверность документа, могут быть выявлены иным путем.
Дата документа отражает одно из следующих событий:
- время создания (подписания) документа;
- время события, которое в документе зафиксировано.
Документ, оформленный на бумажном носителе, содержит информацию о конкретном событии, соответственно время создания (подписания) документа может не совпадать со временем самого события. В этой связи важна дата подписания документа как один из основополагающих моментов возникновения правовых последствий.
При принятии решения о регистрации операции в учете на основании двухстороннего первичного документа необходимо определить дату регистрации в соответствии с требованиями, описанными ниже:
Дата документа
|
Дата подписания документа исполнителем / передающей стороной
|
Дата подписания документа заказчиком / принимающей стороной
|
Дата отражения операции в целях отражения в бухгалтерском учете
|
Указана
|
Указана дата ДО наступления даты составления
|
-
|
Документ НЕ должен быть подписан и НЕ может быть принят к учету, поскольку содержит недостоверную (противоречивую) информацию
|
Указана
|
Указана
|
Указана дата ДО наступления даты составления и(или) ДО даты подписания документа исполнителем
|
Документ НЕ может быть принят к учету, поскольку содержит недостоверную (противоречивую) информацию.
Исключение – акт об оказании услуг, на которые не распространяются общие положения договора о подряде
|
НЕ указана
|
НЕ указана
|
НЕ указана
|
Документ не может быть принят к учету – отсутствуют обязательные реквизиты
|
Указана
|
НЕ указана
|
НЕ указана
|
Дата документа – в этом случае дата подписания документа сторонами соответствует дате составления документа
|
Указана
|
НЕ указана
|
Указана дата ПОСЛЕ наступления даты составления документа
|
Дата подписания документа заказчиком /
принимающей стороной
|
Указана
|
Указана и соответствует дате составления
|
Указана дата ПОСЛЕ наступления даты составления документа
|
Дата подписания документа заказчиком /
принимающей стороной
|
Однако существует своего рода исключение из правил, связанное непосредственно с документами, подтверждающими факт предоставления услуг, особенно в случае непрерывного оказания таких услуг. Результаты оказания услуг не могут быть измерены материально, поэтому стороны, заключившие такой договор, при подписании соответствующего акта записывают не сам факт оказания услуг, а объем и отсутствие претензий по качеству данных услуг. Важно отметить, что гражданское законодательство не требует оформления акта или иного документа, который удостоверял бы приемку результатов оказания услуг.
В то же время наличие подтверждающего акта не лишает заказчика права предъявить суду возражения относительно неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Кроме того, отсутствие актов о приемке, при наличии доказательств надлежащего оказания услуг, не может являться поводом для отказа заказчика от оплаты. В связи с этим подписание акта для сторон может датироваться по-разному. В целом дата приемки услуг имеет значение для заказчика в случае, если требуется оформление результатов приемки выполненных обязательств.