Подготовка к составлению годовой отчетности казенного учреждения и органа местного самоуправления
- 20.06.2023

Процедура |
Цель |
Какие негативные последствия позволяет исключить проведение процедуры? |
Инвентаризация
|
Соблюдение п. 7 требований Инструкции № 191н, ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ |
Отсутствие документов, подтверждающих проведение инвентаризации в целях формирования отчетности, является грубым нарушений требований к бухучету и бухотчетности (см., в частности, постановление Алуштинского горсуда Республики Крым от 10.11.2016 по делу № 5-2541/2016, п. 11 представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 12-94/12-04). Непроведение инвентаризации основных средств, материальных запасов, имущества, находящегося на забалансовом учете, перед составлением годовой отчетности рассматривается в качестве нарушения (Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)).
Непроведение инвентаризации - повод для выборочной/сплошной проверки наличия имущества. Наличие недостач или излишков, не выявленных перед составлением отчетности из-за непроведения инвентаризации, приводит к искажению учета и отчетности, а значит, появляется основание для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Непроведение инвентаризации отражается в аудиторском заключении, наличие которого обязательно при представлении бюджетной отчетности (пп. 1, 4, 27, 28 Стандарта «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...», п. 2 Приложения № 1 к названному Стандарту, п. 4 Стандарта «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», п. 3 Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»). То же касается и качества проведения инвентаризации. В рамках инвентаризационных мероприятий необходимо свериться с данными ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, ГАС «Правосудие» и иных государственных реестров и информационных систем. Это необходимо для получения актуальной информации о закрепленных за учреждением объектах недвижимости, о кадастровой стоимости земли (суды склонны полагать, что бухгалтеру целесообразно самому уточнять эту информацию), о судебных разбирательствах |
Отражение результатов инвентаризации в бухучете
|
Соблюдение требований ст. 10, 13 Закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 79-82 Стандарта «Концептуальные основы ...», п. 3 Инструкции № 157н |
Неотражение фактов выявленных недостач и хищений является грубым нарушений правил ведения бухучета и представления бухотчетности (см., в частности, постановление Котельниковского райсуда Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-132/2016). Более того, нарушение по ст. 15.15.6 КоАП РФ может быть вменено за неотражение результатов инвентаризации, проведенной в прошлые годы. Как указывают суды, ответственность за показатели отчетности лежит на том, кто ее составил и подписал (см., в частности, решение Кировского райсуда г. Ярославля Ярославской области от 11.03.2021 по делу № 12-170/2021) |
Контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций, в том числе применения: - счетов для учета расчетов; - кодов бюджетной классификации РФ и статей (подстатей) КОСГУ.
А также при необходимости внесение исправлений.
Уточнение платежей на лицевом счете, открытом в органе казначейства (при необходимости)
|
Исключение рисков отражения показателей в отрицательном значении (со знаком «минус») в случаях, прямо не предусмотренных Инструкцией № 191н
Исключение рисков искажения показателей Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127), Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503121), Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503169) |
К искажению бюджетной отчетности может привести отнесение доходов или расходов: - на статью (подстатью) КОСГУ, не соответствующую экономическому содержанию хозяйственной операции, что влечет некорректное отражение расчетов в учете и отчетности (см., в частности, постановление мирового судьи судебного участка № 76 Волгоградской области от 16.03.2017 по делу № 5-193/2017, п. 10 Представления Счетной палаты РФ от 20.01.2016 № ПР 07-12/07-04); - на код классификации расходов бюджета (см., в частности, решение Камешковского райсуда Владимирской области от 18.01.2017 по делу № 12-2/2017) - на код классификации доходов бюджета (см., в частности, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)). К искажению бюджетной отчетности может также привести несвоевременное отражение в учете фактов хозяйственной жизни (см., в частности, постановление Шестого КСОЮ от 25.11.2021 по делу № 16-8664/2021), в том числе, в случае несвоевременной передачи первичных учетных документов*(2) (см., в частности, постановления Первого КСОЮ от 28.02.2020 по делу № 16-547/2020, от 02.03.2020 по делу № 16-600/2020) |
Проверка перечня администрируемых доходов
|
Исключение рисков отражения в разделе «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) кодов классификации доходов бюджета, полномочия по администрированию которых в полном объеме отсутствуют |
При выявлении в ходе камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствий бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению в адрес учреждения направляется Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ. При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099) |
Анализ и корректировка сумм отложенных обязательств, в том числе на счетах санкционирования
|
Подтверждение достоверности показателей раздела 3 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128, ф. 003128-НП) и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) |
Суммы отложенных обязательств, резервов предстоящих расходов являются оценочными величинами, порядок и периодичность корректировки и списания которых устанавливается в рамках УП. При этом в качестве нарушения могут квалифицировать и несоблюдение положений УП (см., в частности, п. 9 представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 12-94/12-04). Показатели резервов подлежат корректировке на годовую отчетную дату. Новое требование начиная с отчетности за 2022 год - формирование на годовую отчетную дату резервов, связанных с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ/услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки. |
Сверка показателей, отраженных в регистрах бюджетного учета, с Отчетами о состоянии лицевого счета, полученными от финоргана, в том числе в части показателей на счетах санкционирования расходов.
|
Соблюдение требований п. 7 Инструкции № 191н |
Основанием для отражения показателей в Отчете (ф. 0503128) являются данные, отраженные на соответствующих счетах санкционирования расходов. Отсутствие в Главной книге операций по счетам санкционирования является ошибкой ведения бюджетного учета (письмо Минфина России от 04.07.2017 № 02-06-10/42328), неисправление которой может послужить поводом для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ(*1) (см., в частности, решения Кировского райсуда г. Астрахани Астраханской области от 04.10.2016 по делу № 12-931/2016, ВС Удмуртской Республики от 09.03.2016 по делу № 7-103/2016) |
Анализ сумм дебиторской и кредиторской задолженности
|
Своевременное отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной или долгосрочной
|
Неотражение (несвоевременное отражение) дебиторской и кредиторской задолженности в составе долгосрочной или просроченной ревизоры могут квалифицировать в качестве искажения отчетности (см., в частности, постановления Первомайского райсуда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу № 5-449/2017, Подольского горсуда Московской области от 14.07.2017 по делу № 5-921/2017) или грубого нарушения требований к составлению бюджетной отчетности, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., в частности, постановление Восьмого КСОЮ от 13.08.2021 по делу № 16-5057/2021, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)) |
Отражение в отчетных формах расчетов с действующими контрагентами - лицами, не исключенными из ЕГРЮЛ, ЕГРИП на отчетную дату. |
В отчетных формах на балансовых счетах отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, не допускается. Необходимо обеспечить своевременное списание сомнительной, безнадежной к взысканию, невостребованной задолженности с балансовых и забалансовых счетов. |
|
Корректное применение номера счета бухгалтерского учета (своевременного переноса дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30) |
Некорректное применение номера счета бухгалтерского учета для отражения сумм дебиторской задолженности ревизоры могут квалифицировать в качестве искажения отчетности (см., в частности, решение Моргаушского райсуда Чувашской Республики от 21.03.2017 по делу № 12-14/2017) |
|
Перенос последним рабочим днем отчетного периода неисполненной на конец отчетного периода дебиторской задолженности со счета КРБ 1 209 34 000 на счет КДБ 1 209 36 000. В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) такая задолженность отражается в составе просроченной задолженности |
|
|
Проверка корректности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с подведомственными бюджетными и автономными учреждениями в части предоставления и возврата субсидий.
|
Обеспечение сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя |
Сводная отчетность подведомственных бюджетных и автономных учреждений представляется учредителем одновременно с консолидированной бюджетной отчетностью. При отрицательном результате камеральной проверки финорганом в адрес ГРБС будет направлено Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ. При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099). Пример нарушения, выразившегося в расхождении между взаимосвязанными показателями по операциям с субсидиями на иные цели: данные Отчета (ф. 0503127) учредителя, предоставившего субсидию, не соответствуют данным Отчета (ф. 0503737) (см., в частности, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты Российской Федерации от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)) |
Сверка взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчетам.
|
Соблюдение требований п. 23 Инструкции № 191н Корректное формирование Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503125) |
При выявлении в ходе камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствий бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению в адрес учреждения направляется Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ. При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099) |
Выверка показателей Главной книги с данными выписок из лицевых (банковских) счетов, открытых в казначейских органах и (или) кредитных организациях, в том числе по средствам «в пути». |
Подтверждение достоверности показателей Сведений об остатках денежных средств на счетах учреждения (ф. 0503178) |
При проведении камеральной проверки бюджетной отчетности учредителя соответствующие показатели выверяются с данными казначейских органов и информацией, полученной от Банка России. Наличие недостоверной информации в отчетности увеличивает вероятность проведения в учреждении контрольных мероприятий органами финконтроля |
Проведение переоценки: - денежных средств в иностранных валютах; - финансовых вложений; - долговых обязательств, выраженных в иностранных валютах; - расчеты с плательщиками по доходам в иностранных валютах; - расчеты с плательщиками по доходам в иностранных валютах; - расчеты по заимствованиям в иностранных валютах; - задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах. |
Корректное формирование: - Сведений об остатках денежных средств на счетах учреждения (ф. 0503178) - Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) - Отчета о бюджетных обязательствах учреждения (ф. 0503128) |
Неотражение (несвоевременное) отражение факта хозяйственной жизни в бухгалтерском учете может быть поводом для штрафа за искажение показателей форм не только в составе годовой, но и в составе квартальной отчетности (см., в частности, решение Чкаловского райсуда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.06.2017 по делу № 12-232/2017) |
Сопоставление данных синтетического и аналитического учета и, при необходимости, внесение исправлений.
|
Соблюдение требований п. 7 Инструкции № 191н |
Формирование бюджетной отчетности не на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета является нарушение требований к бюджетной отчетности, а, значит, поводом для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., в частности, решения ВС Республики Марий Эл от 15.01.2016 по делу № 7р-10/2016, Курганского облсуда от 17.10.2016 по делу № 21-369/2016) или 15.11 КоАП РФ*(1) (см., например, решение Майнского райсуда Ульяновской области от 24.10.2016 по делу № 12-56/2016, постановление Чемальского райсуда Республики Алтай № 5-310/2017 от 17.05.2017) |
Проверка наличия и корректного отражения в учете имущества на забалансовых счетах.
|
Соблюдение требований п. 20 Инструкции № 191н, раздела VII Инструкции № 157н, ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Корректное формирование Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) |
В частности, выявляются следующие нарушения (Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)): - не отражены обязательства перед бюджетом в форме банковских гарантий. Минфин России рекомендует при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности, в том числе, обеспечить синхронизацию показателей бюджетного учета с данными государственных реестров и (или) информационных систем (Приложение № 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 № 02-06-07/97427, № 07-04-05/02-29373). Так, в части банковских гарантий следует проводить сверку с реестрами ЕИС. - не были списаны исполненные банковские гарантии; - на забалансовых счетах 25, 26 не были отражены объекты, переданные в аренду и безвозмездное пользование; - у отраженных на забалансовом счете 25 объектов стоимость не соответствовала первичным документам; - на забалансовом счете 27 не было отражено имущество, переданное сотрудникам в личное пользование. - неотражение или некорректное отражение на забалансовом счете 01 сервитута, объектов недвижимости, полученных безвозмездно или по которым сформированы вложения, но еще не зарегистрировано право оперативного управления. |
Заключение счетов отчетного финансового года.
|
Формирование Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) и Баланса (ф. 0503130) |
|
Закрытие оборотов по забалансовым счетам 17 и 18 путем свертывания по соответствующим кодам бюджетной классификации.
|
Формирование Справки к Балансу (ф. 0503130) |
При формировании годовой бухгалтерской отчетности аналитические данные по 17 и 18 счетам являются основанием не только для формирования Отчетов (фф 0503127, 0503123), но и для формирования показателей строк 170 и 180 Справки к Балансу (ф. 0503130). При наличии в Справке к Балансу (ф. 0503130) отрицательных показателей в непредусмотренных Инструкцией № 191н случаях результат камеральной проверки будет отрицательным |
Анализ корректности проведения процедуры по формированию входящих остатков текущего года:
- «обнуление» остатков, сформировавшихся на конец прошлого отчетного года на забалансовых счетах 17 и 18; - «обнуление» остатков, сформировавшихся на конец прошлого отчетного года на счетах санкционирования по текущему финансовому году (счета 500 10); - «обнуление» оборотов, сформировавшихся в течение прошлого отчетного года по счетам, отражающим увеличение и уменьшение нефинансовых и финансовых активов и обязательств; - формирование входящих остатков текущего года по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ 560/660, 730/830 и указанием в 24 - 25 разрядах номера счета нулей. |
Соблюдение требований п. 11 Инструкции № 157, п. 2 Инструкции № 162н
Корректное формирование входящих остатков в Справке к Балансу (ф. 0503130), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), иных отчетных формах.
Корректное формирование входящих остатков (оборотов), номеров счетов в Главной книге |
По завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные на счетах 17 и 18, на следующий финансовый год не переносятся (пп. 365, 367 Инструкции № 157н). При формировании годовой бухгалтерской отчетности показатели строк 170 и 180 Справки к Балансу (ф. 0503130) на начало года должны быть нулевыми.
Обороты, сформировавшиеся в прошлом году по счетам, отражающим увеличение и уменьшение нефинансовых и финансовых активов и обязательств, не включаются в показатели отчетности текущего года.
При формировании номера счета в Сведениях (ф. 0503169) необходимо обеспечить корректное формирование 24 - 26 разрядов в номерах счетов по учету расчетов (п. 167 Инструкции № 191н) |
Контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций межотчетного периода.
|
Корректное формирование входящих остатков в отчетных формах с учетом операций межотчетного периода, отражение операций межотчетного периода в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173) |
К искажению бюджетной отчетности может привести неверный выбор кода причины изменений по операциям межотчетного периода, а также неотражение операций межотчетного периода в учете и отчетности |
