Процедура

Цель

Какие негативные последствия позволяет исключить проведение процедуры?

Инвентаризация

 

Соблюдение п. 7 требований Инструкции № 191н, ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ

Отсутствие документов, подтверждающих проведение инвентаризации в целях формирования отчетности, является грубым нарушений требований к бухучету и бухотчетности (см., в частности, постановление Алуштинского горсуда Республики Крым от 10.11.2016 по делу № 5-2541/2016, п. 11 представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 12-94/12-04).

Непроведение инвентаризации основных средств, материальных запасов, имущества, находящегося на забалансовом учете, перед составлением годовой отчетности рассматривается в качестве нарушения (Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)).

 

Непроведение инвентаризации - повод для выборочной/сплошной проверки наличия имущества.

Наличие недостач или излишков, не выявленных перед составлением отчетности из-за непроведения инвентаризации, приводит к искажению учета и отчетности, а значит, появляется основание для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Непроведение инвентаризации отражается в аудиторском заключении, наличие которого обязательно при представлении бюджетной отчетности (пп. 1, 4, 27, 28 Стандарта «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...», п. 2 Приложения № 1 к названному Стандарту, п. 4 Стандарта «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», п. 3 Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»). То же касается и качества проведения инвентаризации.

В рамках инвентаризационных мероприятий необходимо свериться с данными ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, ГАС «Правосудие» и иных государственных реестров и информационных систем. Это необходимо для получения актуальной информации о закрепленных за учреждением объектах недвижимости, о кадастровой стоимости земли (суды склонны полагать, что бухгалтеру целесообразно самому уточнять эту информацию), о судебных разбирательствах

Отражение результатов инвентаризации в бухучете

 

Соблюдение требований ст. 10, 13 Закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

пп. 79-82 Стандарта «Концептуальные основы ...», п. 3 Инструкции № 157н

Неотражение фактов выявленных недостач и хищений является грубым нарушений правил ведения бухучета и представления бухотчетности (см., в частности, постановление Котельниковского райсуда Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-132/2016).

Более того, нарушение по ст. 15.15.6 КоАП РФ может быть вменено за неотражение результатов инвентаризации, проведенной в прошлые годы. Как указывают суды, ответственность за показатели отчетности лежит на том, кто ее составил и подписал (см., в частности, решение Кировского райсуда г. Ярославля Ярославской области от 11.03.2021 по делу № 12-170/2021)

Контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций,

в том числе применения:

- счетов для учета расчетов;

- кодов бюджетной классификации РФ и статей (подстатей) КОСГУ.

 

А также при необходимости внесение исправлений.

 

Уточнение платежей на лицевом счете, открытом в органе казначейства (при необходимости)

 

Исключение рисков отражения показателей в отрицательном значении (со знаком «минус») в случаях, прямо не предусмотренных Инструкцией № 191н

 

Исключение рисков искажения показателей Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127), Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128),

Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503121), Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503169)

К искажению бюджетной отчетности может привести отнесение доходов или расходов:

- на статью (подстатью) КОСГУ, не соответствующую экономическому содержанию хозяйственной операции, что влечет некорректное отражение расчетов в учете и отчетности (см., в частности, постановление мирового судьи судебного участка № 76 Волгоградской области от 16.03.2017 по делу № 5-193/2017, п. 10 Представления Счетной палаты РФ от 20.01.2016 № ПР 07-12/07-04);

- на код классификации расходов бюджета (см., в частности, решение Камешковского райсуда Владимирской области от 18.01.2017 по делу № 12-2/2017)

- на код классификации доходов бюджета

(см., в частности, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)).

К искажению бюджетной отчетности может также привести несвоевременное отражение в учете фактов хозяйственной жизни (см., в частности, постановление Шестого КСОЮ от 25.11.2021 по делу № 16-8664/2021), в том числе, в случае несвоевременной передачи первичных учетных документов*(2) (см., в частности, постановления Первого КСОЮ от 28.02.2020 по делу № 16-547/2020, от 02.03.2020 по делу № 16-600/2020)

Проверка перечня администрируемых доходов

 

Исключение рисков отражения в разделе «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) кодов классификации доходов бюджета, полномочия по администрированию которых в полном объеме отсутствуют

При выявлении в ходе камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствий бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению в адрес учреждения направляется Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ.

При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099)

Анализ и корректировка сумм отложенных обязательств, в том числе на счетах санкционирования

 

Подтверждение достоверности показателей раздела 3 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128, ф. 003128-НП) и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

Суммы отложенных обязательств, резервов предстоящих расходов являются оценочными величинами, порядок и периодичность корректировки и списания которых устанавливается в рамках УП. При этом в качестве нарушения могут квалифицировать и несоблюдение положений УП (см., в частности, п. 9 представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 12-94/12-04).

Показатели резервов подлежат корректировке на годовую отчетную дату.

Новое требование начиная с отчетности за 2022 год - формирование на годовую отчетную дату резервов, связанных с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ/услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки.

Сверка показателей, отраженных в регистрах бюджетного учета, с Отчетами о состоянии лицевого счета, полученными от финоргана, в том числе в части показателей на счетах санкционирования расходов.

 

Соблюдение требований п. 7 Инструкции № 191н

Основанием для отражения показателей в Отчете (ф. 0503128) являются данные, отраженные на соответствующих счетах санкционирования расходов. Отсутствие в Главной книге операций по счетам санкционирования является ошибкой ведения бюджетного учета (письмо Минфина России от 04.07.2017 № 02-06-10/42328), неисправление которой может послужить поводом для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ(*1) (см., в частности, решения Кировского райсуда г. Астрахани Астраханской области от 04.10.2016 по делу № 12-931/2016, ВС Удмуртской Республики от 09.03.2016 по делу № 7-103/2016)

Анализ сумм дебиторской и кредиторской задолженности

 

Своевременное отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной или долгосрочной

 

 

Неотражение (несвоевременное отражение) дебиторской и кредиторской задолженности в составе долгосрочной или просроченной ревизоры могут квалифицировать в качестве искажения отчетности (см., в частности, постановления Первомайского райсуда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу № 5-449/2017, Подольского горсуда Московской области от 14.07.2017 по делу № 5-921/2017) или грубого нарушения требований к составлению бюджетной отчетности, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., в частности, постановление Восьмого КСОЮ от 13.08.2021 по делу № 16-5057/2021, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ))

Отражение в отчетных формах расчетов с действующими контрагентами - лицами, не исключенными из ЕГРЮЛ, ЕГРИП на отчетную дату.

В отчетных формах на балансовых счетах отражение контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ на отчетную дату, не допускается.

Необходимо обеспечить своевременное списание сомнительной, безнадежной к взысканию, невостребованной задолженности с балансовых и забалансовых счетов.

Корректное применение номера счета бухгалтерского учета (своевременного переноса дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30)

Некорректное применение номера счета бухгалтерского учета для отражения сумм дебиторской задолженности ревизоры могут квалифицировать в качестве искажения отчетности (см., в частности, решение Моргаушского райсуда Чувашской Республики от 21.03.2017 по делу № 12-14/2017)

Перенос последним рабочим днем отчетного периода неисполненной на конец отчетного периода дебиторской задолженности со счета КРБ 1 209 34 000 на счет КДБ 1 209 36 000. В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) такая задолженность отражается в составе просроченной задолженности

 

Проверка корректности отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с подведомственными бюджетными и автономными учреждениями в части предоставления и возврата субсидий.

 

Обеспечение сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя

Сводная отчетность подведомственных бюджетных и автономных учреждений представляется учредителем одновременно с консолидированной бюджетной отчетностью. При отрицательном результате камеральной проверки финорганом в адрес ГРБС будет направлено Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ.

При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099).

Пример нарушения, выразившегося в расхождении между взаимосвязанными показателями по операциям с субсидиями на иные цели: данные Отчета (ф. 0503127) учредителя, предоставившего субсидию, не соответствуют данным Отчета (ф. 0503737) (см., в частности, Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты Российской Федерации от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ))

Сверка взаимосвязанных показателей по консолидируемым расчетам.

 

Соблюдение требований п. 23 Инструкции № 191н

Корректное формирование Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503125)

При выявлении в ходе камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствий бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению в адрес учреждения направляется Уведомление о несоответствии отчетности требованиям по составлению. Это обстоятельство указывает на отсутствие внутреннего финансового контроля, предусмотренного ст. 160.2-1 БК РФ.

При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, необходимо в течение срока, установленного в Уведомлении, предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (письмо Минфина России от 11.03.2020 № 02-06-05/18099)

Выверка показателей Главной книги с данными выписок из лицевых (банковских) счетов, открытых в казначейских органах и (или) кредитных организациях, в том числе по средствам «в пути». 

Подтверждение достоверности показателей Сведений об остатках денежных средств на счетах учреждения (ф. 0503178)

При проведении камеральной проверки бюджетной отчетности учредителя соответствующие показатели выверяются с данными казначейских органов и информацией, полученной от Банка России. Наличие недостоверной информации в отчетности увеличивает вероятность проведения в учреждении контрольных мероприятий органами финконтроля

Проведение переоценки:

- денежных средств в иностранных валютах;

- финансовых вложений;

- долговых обязательств, выраженных в иностранных валютах;

- расчеты с плательщиками по доходам в иностранных валютах;

- расчеты с плательщиками по доходам в иностранных валютах;

- расчеты по заимствованиям в иностранных валютах;

- задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах.

Корректное формирование:

- Сведений об остатках денежных средств на счетах учреждения (ф. 0503178)

- Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)

- Отчета о бюджетных обязательствах учреждения (ф. 0503128)

Неотражение (несвоевременное) отражение факта хозяйственной жизни в бухгалтерском учете может быть поводом для штрафа за искажение показателей форм не только в составе годовой, но и в составе квартальной отчетности (см., в частности, решение Чкаловского райсуда г. Екатеринбурга Свердловской области от 14.06.2017 по делу № 12-232/2017)

Сопоставление данных синтетического и аналитического учета и, при необходимости, внесение исправлений.

 

Соблюдение требований п. 7 Инструкции № 191н

Формирование бюджетной отчетности не на основе данных Главной книги и других регистров бюджетного учета является нарушение требований к бюджетной отчетности, а, значит, поводом для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., в частности, решения ВС Республики Марий Эл от 15.01.2016 по делу № 7р-10/2016, Курганского облсуда от 17.10.2016 по делу № 21-369/2016) или 15.11 КоАП РФ*(1) (см., например, решение Майнского райсуда Ульяновской области от 24.10.2016 по делу № 12-56/2016, постановление Чемальского райсуда Республики Алтай № 5-310/2017 от 17.05.2017)

Проверка наличия и корректного отражения в учете имущества на забалансовых счетах.

 

Соблюдение требований п. 20 Инструкции № 191н, раздела VII Инструкции № 157н, ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

 

Корректное формирование Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130)

В частности, выявляются следующие нарушения (Приложение № 7 к Заключению Счетной палаты РФ от 31.08.2021 № ЗСП-179/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2020 год (утв. Коллегией Счетной палаты РФ)):

- не отражены обязательства перед бюджетом в форме банковских гарантий.

Минфин России рекомендует при проведении инвентаризации в целях составления годовой бюджетной отчетности, в том числе, обеспечить синхронизацию показателей бюджетного учета с данными государственных реестров и (или) информационных систем (Приложение № 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 № 02-06-07/97427, № 07-04-05/02-29373). Так, в части банковских гарантий следует проводить сверку с реестрами ЕИС.

- не были списаны исполненные банковские гарантии;

- на забалансовых счетах 25, 26 не были отражены объекты, переданные в аренду и безвозмездное пользование;

- у отраженных на забалансовом счете 25 объектов стоимость не соответствовала первичным документам;

- на забалансовом счете 27 не было отражено имущество, переданное сотрудникам в личное пользование.

- неотражение или некорректное отражение на забалансовом счете 01 сервитута, объектов недвижимости, полученных безвозмездно или по которым сформированы вложения, но еще не зарегистрировано право оперативного управления.

Заключение счетов отчетного финансового года.

 

Формирование Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) и Баланса (ф. 0503130)

 

Закрытие оборотов по забалансовым счетам 17 и 18 путем свертывания по соответствующим кодам бюджетной классификации.

 

Формирование Справки к Балансу (ф.  0503130)

При формировании годовой бухгалтерской отчетности аналитические данные по 17 и 18 счетам являются основанием не только для формирования Отчетов (фф 0503127, 0503123), но и для формирования показателей строк 170 и 180 Справки к Балансу (ф.  0503130).

При наличии в Справке к Балансу (ф. 0503130) отрицательных показателей в непредусмотренных Инструкцией № 191н случаях результат камеральной проверки будет отрицательным

Анализ корректности проведения процедуры по формированию входящих остатков текущего года:

 

- «обнуление» остатков, сформировавшихся на конец прошлого отчетного года на забалансовых счетах 17 и 18;

- «обнуление» остатков, сформировавшихся на конец прошлого отчетного года на счетах санкционирования по текущему финансовому году (счета 500 10);

- «обнуление» оборотов, сформировавшихся в течение прошлого отчетного года по счетам, отражающим увеличение и уменьшение нефинансовых и финансовых активов и обязательств;

- формирование входящих остатков текущего года по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ 560/660, 730/830 и указанием в 24 - 25 разрядах номера счета нулей. 

Соблюдение требований п. 11 Инструкции № 157, п. 2 Инструкции № 162н

 

Корректное формирование входящих остатков в Справке к Балансу (ф. 0503130), Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169),

иных отчетных формах.

 

Корректное формирование входящих остатков (оборотов), номеров счетов в Главной книге

По завершении текущего финансового года показатели (остатки), сформированные на счетах 17 и 18, на следующий финансовый год не переносятся (пп. 365, 367 Инструкции № 157н). При формировании годовой бухгалтерской отчетности показатели строк 170 и 180 Справки к Балансу (ф.  0503130) на начало года должны быть нулевыми.

 

Обороты, сформировавшиеся в прошлом году по счетам, отражающим увеличение и уменьшение нефинансовых и финансовых активов и обязательств, не включаются в показатели отчетности текущего года.

 

При формировании номера счета в Сведениях (ф. 0503169) необходимо обеспечить корректное формирование 24 - 26 разрядов в номерах счетов по учету расчетов (п. 167 Инструкции № 191н)

Контроль полноты и правильности отражения в учете хозяйственных операций межотчетного периода.

 

Корректное формирование входящих остатков в отчетных формах с учетом операций межотчетного периода,

отражение операций межотчетного периода в Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503173)

К искажению бюджетной отчетности может привести неверный выбор кода причины изменений по операциям межотчетного периода, а также неотражение операций межотчетного периода в учете и отчетности