Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются заказчиком, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» к услугам общедоступной почтовой связи относятся услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передаче внутренней телеграммы.

Таким образом, закупка у единственного поставщика может осуществляться только в случае закупки услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передаче внутренней телеграммы.

Закупку иных услуг почтовой связи надлежит осуществлять на основании конкурентных процедур.

Согласно положениям статей 2, 29 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» государственные знаки почтовой оплаты являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи.

В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты (далее - ГЗПО).

При этом в качестве ГЗПО используются, в том числе почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки, оттиски ГЗПО, наносимые франкировальными машинами.

Учитывая, что ГЗПО является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, заказчик вправе осуществлять закупку ГЗПО у единственного поставщика в рамках закупки услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передаче внутренней телеграммы (единым лотом).

Дополнительно ФАС России сообщает, что вопрос наличия или отсутствия нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе специфики конкретной закупки.

Начальник Управления контроля размещения государственного заказа О.В. Горбачева