Определением Верховного суда РФ от 08 ноября 2021 г. № 18-КГ21-100-К4 была установлена презумпция о том, что отсутствие трудовых отношений доказывает работодатель.
Так, гражданин обратился в суд с требованием о признании правоотношений, основанных на гражданско-правовом договоре, трудовыми. Согласно материалам дела, с гражданином было заключено соглашение на оказание услуг. Работа выполнялась гражданином лично по индивидуальному графику, за что ему выплачивалась заработная плата два раза в месяц.
Отказывая гражданину в удовлетворении заявленных требований, суды всех трех инстанций исходили из того, что заявления о приеме на работу гражданином не подавалось, организацией соответствующего приказа не издано, трудовая книжка не оформлена, с должностной инструкцией работник не ознакомлен.
ВС РФ отметил, что данный подход к рассмотрению спора нарушает баланс интересов и не может быть признан правомерным ввиду того, что неустранимые сомнения в подобных спорах должны толковаться в пользу наличия трудовых отношений. Так как гражданин фактически подтвердил, что работы им были выполнены и он, в связи с этим, получил оплату, наличие трудовых отношений презюмируется.
Помимо этого, ВС РФ отметил, что при рассмотрении данного спора суды не установили следующие обстоятельства:
- деятельность осуществлялась работником на основании индивидуально-конкретного задания к определенному сроку за обусловленную в соглашении плату или же им осуществлялась определенная трудовая функция;
- осуществлялась ли деятельность работником на свой риск как исполнителем по договору возмездного оказания услуг или же работник выполнял работу под контролем и управлением работодателя;
- подчинялся ли работник установленному в организации режиму труда, графику работы (сменности) и пр.;
- использовал ли работник имущество, принадлежащее работодателю, для выполнения им работы;
- как происходила оплата выполненной работы и являлась ли она для работника единственным и(или) основным источником доходов.