В силу положений п. 5 ст. 161, ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и(или) бюджетных ассигнований. В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 219 БК РФ бюджетные обязательства подлежат учету в казначейских органах. Финансовые органы публично-правового образования устанавливают порядок учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств.
Положениями п. 3 ст. 72 БК РФ определены случаи принятия бюджетных обязательств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в размерах, превышающих утвержденные ЛБО или при их отсутствии.
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и(или) ЛБО, в большинстве случаев рассматривается как административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.10 КоАП РФ (см., например, решение ВС Республики Хакасия от 06.08.2015 по делу № 7р-143/2015, решение ВС Республики Хакасия от 06.08.2015 по делу № 7р-142/2015, решение Московского областного суда от 30.06.2015 по делу № 21-618/2015, постановление Волгоградского областного суда от 18.05.2015 по делу № 4А-499/2015, решение Вологодского областного суда от 23.04.2015 по делу № 7-232/2015, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 08.04.2015 по делу № 12-454/2015, решение Кетовского районного суда Курганской области от 03.07.2015 по делу № 12-57/2015, а также решение Советского районного суда г. Орла от 27.04.2015 по делу № 12-57/2015).
Из положений п.п. 5, 11 ст. 161 БК РФ, ст.ст. 15.15.7, 15.15.10 КоАП РФ, писем Минфина России от 31.12.2014 № 02-01-07/69132, а также от 25.03.2013 № 02-03-11/9365 следует, что ответственность за принятие и учет бюджетных обязательств, а также за соответствие заключенных контрактов нормам действующего законодательства возлагается на получателя бюджетных средств.
Уменьшение ранее доведенных до казенного учреждения ЛБО по государственным (муниципальным) контрактам, если в связи с этим невозможно исполнить бюджетные обязательства, порождает для казенных учреждений обязанность по согласованию новых условий таких контрактов на основании п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Новые условия контрактов могут быть согласованы в отношении цены и(или) сроков их исполнения. Могут быть изменены положения о количестве (объеме) товара (работы, услуги). Если уменьшение ЛБО произошло в отношении иных договоров (соглашений), то казенное учреждение также обязано принять меры по согласованию новых условий таких договоров (соглашений). В данном случае во внимание принимаются общие требования, утвержденные Правительством РФ. При этом, если новые условия согласовать не удалось, то такой договор (соглашение) должен быть расторгнут.
В соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ контрагент по договору (соглашению) вправе предъявить казенному учреждению требование о возмещении фактически понесенного ущерба, возникшего в связи с изменением условий контракта либо иного договора (соглашения).
Стоит отметить, что принятие бюджетных обязательств, связанных с осуществлением закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществляется получателями бюджетных средств с учетом положений Закона № 44-ФЗ.
В целях осуществления закупок формируются, утверждаются и ведутся планы-графики. Если конкретная закупка не предусматривается планом-графиком, то такая закупка не может быть осуществлена. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба или контрактный управляющий разрабатывают план-график, а также необходимые изменения к нему. Кроме того, данные лица ответственны за размещение плана-графика в единой информационной системе (далее – ЕИС).
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 установлен порядок размещения планов-графиков в ЕИС. В частности, план-график должен быть утвержден заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем доведения до соответствующего заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и(или) исполнение обязательств в соответствии с БК РФ.
Кроме того, план-график федерального заказчика должен быть им сформирован и утвержден в системе «Электронный бюджет». Затем утвержденный план-график размещается в ЕИС посредством информационного взаимодействия системы «Электронный бюджет» с ЕИС. План-график заказчика субъекта РФ или муниципального образования должен быть им сформирован, утвержден и размещен в ЕИС либо посредством информационного взаимодействия ЕИС с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.
Автоматическое размещение плана-графика в ЕИС происходит после его проверки в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 99 Закона № 44-ФЗ на соответствие требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. При этом также проводится форматно-логическая проверка информации, содержащейся в плане-графике, на соответствие положениям Порядка № 1279.
В соответствии с п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193, на Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы управления государственными внебюджетными фондами возлагается обязанность по осуществлению проверки информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы-графики. Проверка сводится к установлению факта непревышения доведенных для закупок ЛБО по году начала закупки. Если план-график не прошел проверку, то такой документ не будет размещен в ЕИС до момента устранения выявленного несоответствия и прохождения повторного контроля.
Кроме того, информация о бюджетном обязательстве проверяется на соответствие иным требованиям. К примеру, п.п. 11–12 Порядка № 258н предусмотрено, что на федеральном уровне информация о бюджетном обязательстве проверятся на соответствие документам-основаниям, подлежащим представлению получателями средств федерального бюджета для постановки на учет бюджетного обязательства, а также на соответствие предмета бюджетного обязательства коду КБК.
Стоит отметить, что в письме Минфина России от 02.06.2021 № 09-01-08/52748 даны разъяснения по вопросам заполнения федеральными получателями бюджетных средств некоторых реквизитов Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве.
В письме Минфина России от 16.06.2021 № 09-02-07/47313 указано, что при заключении договоров с большим количеством физических лиц возможна постановка на учет бюджетных (денежных) обязательств и проведение санкционирования на основании реестра договоров с такими физическими лицами, который должен быть подписан получателем бюджетных средств.
В соответствии с п. 13 Порядка № 258н казначейские органы при постановке на учет бюджетного обязательства обязаны осуществлять проверку факта наличия утвержденной проектной документации на объект капитального строительства, за исключением объектов, в отношении которых заключены государственные контракты одновременно в целях подготовки проектной документации и выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (то есть «под ключ»).
При этом п. 8 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 октября 2020 г. № 257н, установлено, что если получателем средств федерального бюджета заключен контракт «под ключ», то орган Федерального казначейства осуществляет проверку наличия проектной документации на объект капитального строительства также при санкционировании оплаты денежных обязательств, возникших из контракта «под ключ».
Аналогичные разъяснения изложены в письме Минфина России от 28.12.2020 № 09-05-09/115726.
Необходимо обратить внимание, что при нарушении сроков постановки на учет бюджетных и(или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и(или) денежное обязательство более чем на десять рабочих дней получатель бюджетных средств может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ.
В письмах Минфина России от 19.06.2019 № 02-09-06/44642 и от 30.12.2014 № 02-01-09/68562 указано, что при утверждении получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год до начала этого года он вправе принимать бюджетные обязательства в текущем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на очередной финансовый год.
В письмах Минфина России от 07.11.2014 № 02-07-10/56182 и от 26.12.2014 № 02-07-10/68478 разъяснено, что в отношении кредиторской задолженности за отчетный год условиями договора (контракта) или положениями действующего законодательства может быть установлено предоставление (оформление) документов в очередном году и оплата в очередном году. Такие обязательства должны соответствовать ЛБО на очередной финансовый год.
В соответствии с п. 18 Порядка № 258н в поставленное на учет бюджетное обязательство получателем средств федерального бюджета должны быть внесены изменения на сумму неисполненного на конец отчетного финансового года бюджетного обязательства в текущем финансовом году в части графика оплаты бюджетного обязательства, а также в части КБК, не позднее первого рабочего дня апреля текущего финансового года.
Изменения в бюджетные обязательства в части госконтрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений, вносятся получателем средств федерального бюджета в срок не позднее 15 февраля текущего финансового года.
В силу положений ст.ст. 70, 221 БК РФ и писем Минфина России от 29.12.2014 № 02-01-10/68389 и от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 в бюджетной смете получателя бюджетных средств не могут быть запланированы расходы по возмещению ущерба публично-правового образования, нанесенного этим получателем бюджетных средств. Ущерб, возникший в связи с нарушением положений нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, подлежит возмещению лицом, допустившим указанное нарушение.