Расходы на предоставление субсидий могут быть признаны неэффективными в случае, если они направлены на осуществление работ, которые не входят в перечень государственных услуг. Судебная практика в данной сфере подтверждает это положение. Согласно постановлениям Седьмого ААС от 21 марта 2024 г. № 07АП-387/24 и Восемнадцатого ААС от 11 марта 2024 г. № 18АП-177/24 расходы на субсидии признаются неэффективными в следующих случаях:
1. Муниципальное учреждение было создано для выполнения работ по благоустройству территорий и дорожной деятельности. Эти работы не входят в общероссийские базовые классификаторы государственных и муниципальных услуг и работ.
2. Региональный классификатор включил эти работы в свой перечень, что привело к расширению полномочий муниципального учреждения и ограничению конкуренции.
По мнению судов, выполнение работ на конкурентном товарном рынке за счет бюджетных средств противоречит принципу эффективного использования бюджетных средств. У учреждения нет преимуществ перед коммерческими организациями в осуществлении таких работ, что приводит к нерациональному распределению ресурсов. Так, расходы на предоставление субсидий признаются неэффективными, если они финансируют работы, не являющиеся государственными услугами. Органы власти должны четко разграничивать понятия «государственные нужды» и «государственные услуги».