Ликвидация государственных и муниципальных учреждений
- 25.01.2023

В целом ликвидация организаций бюджетной сферы производится в общеустановленном порядке. Особенности ликвидации казенных учреждений устанавливаются ст. 19.1, 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), бюджетных учреждений – ст. 18, 19, 20, 21 Закона № 7-ФЗ, автономных учреждений – ст. 19 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ). Кроме того, особый порядок ликвидации государственных и муниципальных учреждений может устанавливаться нормативными актами публично-правовых образований и положениями отраслевого законодательства.
По общему правилу, установленному п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ, учреждение может быть ликвидировано по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного/казенного учреждения; решению учредителя автономного учреждения или по решению суда в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 61 ГК РФ). К числу обстоятельств, влекущих ликвидацию учреждения, в том числе по решению суда, относятся:
- допущенные при создании учреждения грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям;
- иные основания, предусмотренные действующим федеральным законодательством (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
На практике перечень таких обстоятельств указывается в нормативных актах публично-правовых образований.
Принятие решения о ликвидации учреждения
Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном:
1) Правительством РФ – в отношении федерального учреждения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждения субъекта РФ;
3) органом публичной власти федеральной территории – в отношении учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории;
4) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципального учреждения (п. 1 ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ).
В аналогичном порядке принимаются решения о ликвидации бюджетного учреждения (п. 5 ст. 18 Закона № 7-ФЗ) и автономного учреждения (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ).
В отношении казенного и бюджетного учреждений решение о ликвидации принимается, как правило, органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
В отношении федеральных учреждений решение о ликвидации принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (п. 26 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений..., утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539, далее – Порядок № 539).
Решение о ликвидации автономного учреждения принимается учредителем учреждения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (п. 3 ст. 9, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). С инициативой ликвидировать автономное учреждение может выступить как учредитель, так и руководитель автономного учреждения.
Согласно п. 26 Порядка № 539 решение о ликвидации федеральных учреждений должно содержать:
а) наименование учреждения с указанием типа;
б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
в) наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;
г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Аналогичные требования к содержанию решения о ликвидации учреждений устанавливаются нормативными актами публично-правовых образований. На практике в указанные решения включают также информацию:
- о составе ликвидационной комиссии, порядке и сроках ликвидации учреждения;
- об источнике финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации;
- о должностных лицах, на которые возлагается контроль за исполнением решения, и пр.
Нередко нормативными актами публично-правовых образований предусматривается необходимость согласования решения о ликвидации учреждения с уполномоченными органами/лицами, а также перечень документов, направляемых наряду с самим решением в целях такого согласования, к числу которых относятся: пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной), информацию о том, кому будут переданы после завершения процесса ликвидации государственные/муниципальные функции, полномочия государственного органа / органа местного самоуправления, в случае ликвидации учреждения, осуществляющего указанные функции/полномочия (п. 27 Порядка № 539), оценку последствий ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности лиц, обслуживаемых данным учреждением, рекомендации наблюдательного совета автономного учреждения по вопросу ликвидации такого учреждения и пр.
При принятии решения о ликвидации учреждений необходимо также учитывать положения отраслевого законодательства. Так, принятие уполномоченными органами власти или органами местного самоуправления решения о ликвидации государственной и(или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. При этом принятие решения о ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 11, 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Аналогичное требование о наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о ликвидации учреждений установлено в отношении государственных или муниципальных учреждений, образующих социальную инфраструктуру для детей (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
После принятия решения о ликвидации учреждение должно осуществить определенную последовательность действий.
Уведомление регистрирующего органа
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя казенного или бюджетного учреждения, учредитель автономного учреждения, принявшие решение о ликвидации учреждения, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации учреждения обязаны уведомить об этом в письменной форме регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого учреждения с приложением решения о его ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о госрегистрации), который вносит запись о том, что учреждение находится в процедуре ликвидации (пп. «и.1» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации). Уведомление направляется уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Особо отметим, что законодательством не предусмотрена обязанность формирования ликвидационной комиссии одновременно с принятием решения о ликвидации учреждения. Конкретные сроки и порядок создания ликвидационной комиссии могут быть определены нормативными актами публично-правовых образований либо непосредственно решениями о ликвидации учреждений, принятыми уполномоченными органами. Так, согласно п. 28 Порядка № 539 после издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
а) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
б) в 2-недельный срок: утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения; устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.
При этом нормативными актами публично-правовых образований может быть прямо предусмотрена обязанность ликвидационной комиссии по уведомлению налогового органа о начале процедуры ликвидации.
Если на момент подачи уведомления ликвидационная комиссия не сформирована (не назначена), то уведомление подписывает руководитель учреждения. В случае если одновременно с решением о ликвидации юридического лица сформирована ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор, то заявителем выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации (см. также разъяснения специалистов ФНС России, п. 14.2.05.18 приложения № 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645), который должен одновременно уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).
Уведомление о принятом решении о ликвидации представляется по форме № Р15016 (утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@) в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица (см. раздел VII требований к оформлению уведомления).
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, кроме случая направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕГРЮЛ (пп. «в» п. 7, п. 8.3 ст. 7.1, п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации).
Ранее при ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам было рекомендовано направлять в порядке информации регистрирующим органам вынесенные решения о ликвидации юрлиц (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), доведенного до сведения судов информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50). В этом случае регистрирующим органом на основании указанного решения суда осуществляется внесение записи в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица. Представлять форму не требуется (п. 2.1 письма ФНС России от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439, пп. «в» п. 7, п. 8.3 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).
В отношении бюджетных учреждений правило о создании ликвидационной комиссии установлено п. 3 ст. 18 Закона № 7-ФЗ, согласно которому учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и данным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
В автономных учреждениях вопрос о назначении ликвидационной комиссии относится к компетенции учредителя (п. 5 ст. 9 Закона № 174-ФЗ).
Порядок назначения ликвидационной комиссии в казенных учреждениях специальными нормами законов не регламентирован, поэтому применяются общие правила, установленные ГК РФ и нормативными актами публично-правовых образований.
Решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) может быть принято одновременно с решением о ликвидации, а может и позже. Так, в случае ликвидации федеральных учреждений федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, утверждает состав ликвидационной комиссии в 2-недельный срок после издания правового акта о ликвидации федерального учреждения (п. 28 Порядка № 539).
Отметим, что в п. 3 ст. 18 Закона № 7-ФЗ, действие которого распространяется на случай ликвидации бюджетного учреждения, речь идет о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. В Законе № 174-ФЗ упоминается только о назначении ликвидационной комиссии (п. 5 ст. 9, ч. 3 ст. 19 Закона № 174-ФЗ). В отношении федеральных учреждений в п. 28 Порядка № 539 прямо говорится об утверждении состава ликвидационной комиссии. Несмотря на то что по смыслу действующего законодательства правовой статус ликвидатора идентичен правовому статусу ликвидационной комиссии, при решении вопроса о возложении полномочий по принятию мер, необходимых для ликвидации юридического лица, на одно лицо вместо формирования коллегиального органа необходимо, прежде всего, учитывать положения нормативных актов, принятых уполномоченными органами и регламентирующих порядок проведения ликвидации учреждения (п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ, ч. 1.1 ст. 19 Закона № 174-ФЗ).
Сроки и порядок назначения ликвидатора или создания ликвидационной комиссии устанавливаются нормативными актами публично-правовых образований или указываются в решении о ликвидации учреждения.
Каких-либо особых требований к членам ликвидационной комиссии (к их правовому статусу, образованию, компетенции и т. д.) и ее руководителю законодательство не содержит. Как правило, в состав ликвидационных комиссий учреждений включаются представители учредителя, отраслевого органа ликвидируемого учреждения, уполномоченного финансового органа, уполномоченного органа в сфере управления государственной/муниципальной собственностью, а также руководитель, главный бухгалтер и иные работники ликвидируемого учреждения. Председателем ликвидационной комиссии назначается руководитель учреждения или представитель уполномоченного органа.
Законодательно не регламентирован порядок избрания руководителя ликвидационной комиссии учреждения. Как правило, руководитель этого органа назначается уполномоченным органом публично-правового образования.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого учреждения выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого учреждения, а также его кредиторов (п. 4 ст. 6.2, п. 4 ст. 18 Закона № 7-ФЗ).
В зависимости от порядка ликвидации и сроков создания ликвидационной комиссии к ее полномочиям могут относиться:
- сообщение в налоговый орган о принятии решения о ликвидации учреждения;
- размещение в органах печати публикации о ликвидации учреждения, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ);
- принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации учреждения (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ);
- осуществление расчетов с кредиторами учреждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ);
- проведение инвентаризации имущества учреждения перед составлением промежуточного ликвидационного баланса;
- составление и согласование с органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя учреждения (учредителем автономного учреждения), органом, осуществляющим госрегистрацию, промежуточного и окончательного ликвидационного баланса (п. 2, 6 ст. 63 ГК РФ, п. 3, 6 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, п. 5 ст. 9 Закона № 174-ФЗ);
- представление в уполномоченный орган предложений по дальнейшему использованию оставшегося после ликвидационных мероприятий имущества учреждения;
- передача собственнику / уполномоченному органу имущества, оставшегося после удовлетворения требования кредиторов, имущества, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения (п. 1, 2, 6, 8 ст. 63 ГК РФ);
- закрытие лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований;
- увольнение работников учреждения в соответствии с установленным порядком (уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией юридического лица, оформление прекращения трудовых отношений, выплата выходного пособия и т. д.) (ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 180 ТК РФ);
- уничтожение печати и штампов учреждения;
- передача документов ликвидированного учреждения в архив;
- уведомление регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации учреждения и получение документов, подтверждающих факт ликвидации учреждения;
- осуществление иных мероприятий, предусмотренных законом.
Конкретный перечень полномочий ликвидационной комиссии устанавливается нормативными актами публично-правовых образований. Указанными нормативными актами могут быть установлены сроки для проведения ликвидационной комиссией ликвидационных мероприятий.
Если ликвидационная комиссия формируется после представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, в этом случае направляется еще одно уведомление по форме № Р15016 в связи с формированием ликвидационной комиссии.
Размещение уведомления на Федресуре
С 12 ноября 2019 года юридические лица, в том числе учреждения, должны размещать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru) уведомление о ликвидации юрлица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом. Указанное уведомление размещается в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта (пп. «н.5» п. 7, п. 8, п. 8.3, абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, абз. 3 п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц).
Регистрирующий орган размещает в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц сведения, что в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что учреждение находится в процессе ликвидации, не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ (пп. «в» п. 7, п. 8.3, 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Публикация сообщения о ликвидации учреждения, уведомление кредиторов
Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации учреждения, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Напомним, что при ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ, п. 30 Порядка № 539).
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации учреждения (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
Конкретный срок для публикации сообщения законодательством не установлен, но нужно учитывать следующие моменты:
- опубликование сведений может быть осуществлено только после сообщения о принятом решении о ликвидации в регистрирующий орган (абз. 2 п. 2 ст. 20 Закона о госрегистрации);
- регистрирующий орган может быть уведомлен о завершении процесса ликвидации не ранее чем через два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации (п. 2 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Отметим, что на практике конкретные сроки публикации сообщения о ликвидации учреждения устанавливаются в принятых уполномоченными органами решениях о ликвидации учреждений.
Учреждение должно обеспечить получение корреспонденции по адресу, указанному в сообщении о ликвидации для направления требований кредиторов. Невыполнение этой обязанности может привести к признанию ликвидации недействительной (определение ВС РФ от 09.01.2019 № 301-КГ18-22104).
Отдельно отметим, что в случаях, предусмотренных нормативными актами публично-правовых образований, принятыми уполномоченными органами решениями о ликвидации учреждений, информация о ликвидации учреждений подлежит опубликованию в СМИ и/или на сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Организационно-штатные мероприятия при ликвидации учреждения
Поскольку ликвидация юридического лица означает полное прекращение им своей деятельности и сохранить за работниками место работы невозможно, работники учреждения должны быть уволены. В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Сезонные работники должны быть предупреждены не менее чем за 7 календарных дней (ч. 2 ст. 296 ТК РФ), а работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, предупреждаются не менее чем за 3 календарных дня (ч. 2 ст. 292 ТК РФ). Кроме того, об увольнении работников учреждение обязано своевременно уведомить профсоюз (ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») и службу занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса учреждения
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого учреждения, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения, сведения о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона № 7-ФЗ).
В отношении федеральных учреждений действует правило, установленное пп. «б» п. 29 Порядка № 539: ликвидационная комиссия представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений п. 30 Порядка № 539).
Конкретные сроки оформления промежуточного ликвидационного баланса в случае ликвидации учреждений субъектов РФ или муниципальных учреждений устанавливаются нормативными актами соответствующих публично-правовых образований.
Отметим, что перед составлением промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое учреждение в обязательном порядке производит инвентаризацию активов и обязательств в установленном законодательством РФ порядке (п. 279 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н). Соответствующая обязанность нередко устанавливается нормативными актами публично-правовых образований.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, осуществляющим полномочия и функции учредителя учреждения / учредителем автономного учреждения, принявшими решение о ликвидации учреждения (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, п. 5 ст. 9 Закона № 174-ФЗ). Нормативными актами публично-правовых образований может быть предусмотрена обязанность согласования промежуточного ликвидационного баланса с иными органами/лицами.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязан уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации) по форме № Р15016 (утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@) в связи с соответствующими действиями.
Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс или решение, которым он был утвержден, с уведомлением об утверждении баланса не требуется (п. 24 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом ФНС от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@).
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, кроме случая направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Срок уведомления регистрирующего органа непосредственно о составлении промежуточного ликвидационного баланса ни ГК РФ, ни Законом о госрегистрации не установлен. Исходя из положений ст. 62, п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. «и.1» п. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о госрегистрации, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса должно быть подано в регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Аналогичные сроки устанавливаются нормативными актами публично-правовых образований. Ранее согласно п. 5 ст. 5 срок для внесения изменения сведений, содержащихся в госреестре, также составлял 3 дня. Однако с 26.04.2021 он составляет 7 рабочих дней. До разъяснений компетентными органами сроков уведомления рекомендуем направлять его в течение 3 рабочих дней.
Кроме того, необходимо учитывать, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее сроков, установленных п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации.
Расчеты с кредиторами учреждения
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 5 ст. 19 Закона № 7-ФЗ). До расчетов с кредиторами погашаются текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации (п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое учреждение несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения (абз. 2 п. 1 ст. 64 ГК РФ);
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 64 ГК РФ);
3) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В период ликвидации организации налоговый орган и внебюджетные фонды не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов, страховых взносов (пеней, штрафов), поскольку это влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов (абз. 4 п. 1 ст. 64 ГК РФ);
4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (абз. 5 п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (абз. 8 п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Аналогичный порядок удовлетворения требований кредиторов устанавливается нормативными актами публично-правовых образований.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона № 7-ФЗ, ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
В правовом регулировании ответственности учреждений по своим долгам объем гарантий для их кредиторов сужен. Так, согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Указанные нормы ГК РФ находят свое продолжение в п. 31 Порядка № 539, согласно которому требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ может быть обращено взыскание.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного/автономного учреждения.
Постановлением Конституционного суда РФ от 12.05.2020 № 23-П п. 5 ст. 123.22 ГК РФ признан не соответствующим ст. 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1–3) Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 34 и 55 (часть 3), поскольку в системе действующего правового регулирования исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).
Согласно п. 4 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Указанное правило распространяется на бюджетные учреждения. Нормами Закона № 174-ФЗ такая возможность для случая ликвидации автономных учреждений прямо не предусмотрена. Более того, предусмотренная п. 4 ст. 63 ГК РФ обязанность продажи имущества ликвидируемого юридического лица с торгов не распространяется на учреждения. Тем не менее на практике нормативными актами публично-правовых образований в ряде случаев предусматривается обязанность проведения торгов с целью реализации имущества ликвидируемых бюджетных/автономных учреждений. О возможности проведения таких торгов при ликвидации автономных учреждений косвенно свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, изложенная в определении от 09.02.2017 № 219-О.
При ликвидации учреждения считаются погашенными:
- требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества учреждения и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям (пп. 1 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ);
- требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд (пп. 2 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ);
- требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано (пп. 3 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ). Аналогичный порядок устанавливается нормативными актами публично-правовых образований.
В случаях, когда ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам этого учреждения при недостаточности у ликвидируемых учреждений имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание (п. 3 ст. 123.21, п. 4–6 ст. 123.22 ГК РФ), кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Составление и утверждение ликвидационного баланса учреждения
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия учреждения составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения / учредителем автономного учреждения, принявшими решение о ликвидации учреждения (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, п. 5 ст. 9 Закона № 174-ФЗ).
В отношении федеральных учреждений положениями пп. «в» п. 29 Порядка № 539 предусмотрено, что ликвидационная комиссия представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами.
Отметим, что обязательным условием, соблюдение которого необходимо для составления ликвидационного баланса, является факт надлежащего завершения расчетов со всеми кредиторами, предъявившими в установленные сроки требования к ликвидируемому учреждению. При наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его для утверждения в уполномоченный орган либо в регистрирующий орган неправомерно.
Конкретные сроки формирования и согласования ликвидационного баланса уполномоченными органами/лицами, порядок такого согласования устанавливаются нормативными актами публично-правовых образований.
Непосредственно после утверждения ликвидационного баланса он вместе с другими документами, перечисленными в ст. 21 Закона о госрегистрации, может быть представлен в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (письмо Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65223).
Распределение имущества ликвидируемого учреждения
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юрлица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и(или) на благотворительные цели.
Согласно п. 4 ст. 20 Закона № 7-ФЗ имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества. Аналогичное правило о передаче оставшегося имущества учредителю автономного учреждения установлено ч. 3 ст. 19 Закона № 174-ФЗ.
Напомним, что казенные учреждения отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ), то есть за счет имущества казенного учреждения требования кредиторов не могут быть удовлетворены.
В отношении федеральных учреждений (кроме казенных) порядок передачи оставшегося в ходе ликвидации имущества определен п. 31 Порядка № 539, а именно:
- недвижимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;
- движимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Аналогичный порядок передачи имущества ликвидируемого учреждения устанавливается нормативными актами публично-правовых образований, при этом такими нормативными актами могут устанавливаться конкретные сроки передачи имущества. Так как в учредительных документах некоммерческой организации должен быть указан порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации (п. 3 ст. 14 Закона № 7-ФЗ), зачастую порядок передачи имущества, оставшегося в ходе ликвидации учреждения, закрепляется в уставах учреждений.
На практике передача имущества ликвидированного учреждения сопровождается оформлением акта приема-передачи, который подписывается председателем ликвидационной комиссии и лицом, ответственным за приемку имущества.
В ходе ликвидации учреждений при невозможности дальнейшего использования имущества, пришедшего в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам, а также морально устаревшего имущества, ликвидационная комиссия совместно с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения, вправе провести списание такого имущества в порядке, определенном нормативными актами публично-правовых образований.
Дальнейшее использование имущества ликвидируемого учреждения определяет орган исполнительной власти (местного самоуправления), на который возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, с учетом целевого характера использования такого имущества (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Так, например, при ликвидации образовательного учреждения его имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации (ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Очевидно, что при ликвидации учреждения прекращается право оперативного управления такого учреждения на государственное (муниципальное) недвижимое имущество и, соответственно, возникает необходимость регистрации прекращения данного права (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В порядке, предусмотренном нормативными актами публично-правовых образований, обязанность оформления и подачи документов в целях регистрации прекращения права оперативного управления может быть возложена как на ликвидационную комиссию, так и на уполномоченный орган.
Основаниями для осуществления госрегистрации прав являются документы, перечисленные в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), перечень которых не является исчерпывающим. Согласно п. 8 этой части такими основаниями, помимо перечисленных в других пунктах, могут быть и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Законом не определен конкретный перечень документов, которые должны быть представлены в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права оперативного управления в случае ликвидации учреждения. Полагаем, что в этой ситуации, помимо заявления о государственной регистрации и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ), в орган регистрации прав возможно представить: решение о ликвидации учреждения; документ, в котором зафиксировано решение органа, осуществляющего полномочия собственника имущества, о распоряжении имуществом ликвидируемого учреждения; акт приема-передачи имущества ликвидируемого учреждения в состав имущества казны; ликвидационный баланс и пр.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ срок регистрации составляет 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления и прилагаемых к нему документов, а при подаче документов через МФЦ – 9 рабочих дней со дня приема документов.
Государственная пошлина за прекращение права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, уплачиваться не должна (см. письмо Минфина России от 19.02.2019 № 03-05-06-03/10392).
Закрытие лицевых счетов учреждения
Ликвидация учреждения влечет необходимость закрытия лицевых счетов учреждения, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований.
Отметим, что при ликвидации учреждения в орган Федерального казначейства должны быть представлены: копия документа о его ликвидации, а также в случае назначения ликвидационной комиссии – копия документа о назначении ликвидационной комиссии и заверенная карточка образцов подписей с указанием срока полномочий каждого должностного лица, которое временно пользуется правом подписи, оформленная ликвидационной комиссией. Закрытие указанных лицевых счетов учреждения при ликвидации учреждения, как правило, осуществляется на основании заявления, оформляемого ликвидационной комиссией по завершении ее работы (п. 68 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н).
Закрытие лицевых счетов учреждения, открытых в финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном этими финансовыми органами (ч. 4 ст. 220.1 БК РФ).
Если учреждению открыты счета в кредитных организациях, в случае ликвидации такие счета могут быть закрыты в заявительном порядке (п. 1, 7 ст. 859 ГК РФ, п. 1.3 Инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов»).
Работа с документами ликвидируемого учреждения, уничтожение печатей, штампов
При ликвидации государственных и муниципальных учреждений включенные в состав Архивного фонда РФ документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Передача документов ликвидируемого учреждения в архив входит в обязанность ликвидационной комиссии. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ.
Помимо этого, зачастую в обязанности ликвидационной комиссии входит уничтожение печатей и штампов учреждения с составлением акта об уничтожении.
Упомянутые обязанности закрепляются в нормативных актах публично-правовых образований, которыми также могут устанавливаться порядок и сроки проведения данных мероприятий, определяться организация, в которую передаются архивные документы, и пр.
Государственная регистрация ликвидации учреждения
Ликвидация учреждения считается завершенной, а учреждение – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, ст. 21 Закона № 7-ФЗ).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации учреждения не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации учреждения (п. 2 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Для государственной регистрации представляются следующие документы:
а) заявление по форме № Р15016 (утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@) в связи с завершением ликвидации юридического лица. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации учреждения согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (пп. «а» п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации).
Заявителем выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Подлинность его подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, кроме случая направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2 и пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации);
б) ликвидационный баланс (пп. «б» п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации);
в) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации), за исключением случаев, когда государственная пошлина не оплачивается или когда документ об оплате может не представляться;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган СФР (до 01.01.2023 – в территориальный орган ПФ РФ) сведений в соответствии с пп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (пп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации).
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации), а также вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения о ликвидации юридического лица (пп. «д» п. 7 и п. 8.3 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
Нормативными документами публично-правовых образований может быть предусмотрена обязанность направления документов, подтверждающих факт ликвидации учреждения, уполномоченным органам/лицами.
Законодательно не установлены ни порядок, ни сроки упразднения ликвидационной комиссии, но они могут определяться правовым актом соответствующего публично-правового образования (см. письмо Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).
Эксперт правового консалтинга
