Непринятие своевременных мер, направленных на правильное применение кодов КОСГУ при осуществлении закупок, может привести к печальным последствиям. В первую очередь, это будет свидетельствовать о недостатках системы внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. Поэтому вопрос о выборе кодов должен решаться еще на стадии планирования соответствующих расходов.
Коды КОСГУ обязательны для ведения бюджетного/бухгалтерского учета и могут применяться для детализации показателей бюджетной росписи. Даже если План ФХД не предусматривает детализацию показателей в разрезе КОСГУ, утверждение соответствующих кодов необходимо на этапе планирования закупок. Казенные учреждения также должны определиться с применением кодов КОСГУ до отражения принимаемых обязательств в бюджетном учете.
Закон № 44-ФЗ предусматривает несколько оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, одно из которых – закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. Однако закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения из общего правила.
Искусственное разделение расходов на несколько договоров может привести к нарушению конкурентных процедур и созданию преимущественного положения для одного поставщика. На этапе планирования закупок у единственного контрагента необходимо проанализировать функциональную взаимосвязь между предметами контрактов, расходы по которым отнесены на подстатьи 228 и 347 КОСГУ.
Важный момент! На статью 310 КОСГУ относятся расходы не только на приобретение, но и на создание/изготовление объектов основных средств. Порядок № 209н предусматривает возможность отнесения расходов, связанных с созданием основных средств, на подстатьи 228 и 347 КОСГУ в зависимости от предметов договоров, заключаемых учреждением для достижения цели. Перечень расходов, относящихся на подстатью 228 КОСГУ, исчерпывающим не является. Должностные лица учреждения могут произвольно разделить на несколько договоров расходы на приобретение одного инвентарного объекта, но только при условии, что общая сумма расходов составит менее 600 тыс. руб.
Судьи, соглашаясь с выводами надзорных органов, оценивают условия контрактов с учетом их целей (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2024 г. № 12АП-3171/24 по делу № А12-1013/2024).
Цель закупки заключается в удовлетворении потребностей заказчика. Приобретение строительных материалов и комплектующих не является самостоятельной целью, если потребность заключается в ремонте или создании объекта. Приобретение стройматериалов может быть целью закупки только в исключительных случаях. Нефинансовые активы, приобретенные для выполнения работ, могут быть признаны недействительными, если передаются другому субъекту (постановление Двенадцатого ААС от 25.09.2023 № 12АП-7368/23 по делу № А12-14437/2023, решение АС Волгоградской области от 15.03.2024 по делу № А12-875/2024).
Нарушение также может быть обнаружено при заключении нескольких контрактов на строительство одного объекта недвижимого имущества либо осуществление ремонтных работ (постановление АС Уральского округа от 30.01.2024 № Ф09-8612/23 по делу № А60-67944/2022, решение АС Иркутской области от 17.12.2018 по делу № А19-19937/2018, постановление Двенадцатого ААС от 20.06.2024 № 12АП-4053/24 по делу № А12-30068/2023, постановление Двенадцатого ААС от 06.02.2024 № 12АП-107/24 по делу № А12-23620/2023).
Наличие расходов по определенным статьям в бухгалтерской отчетности может привлечь внимание контролирующих органов и указать на возможные административные правонарушения.
Для предотвращения подобных нарушений необходимо разработать порядок взаимодействия между различными службами на этапе планирования закупок.