Одному из работников подземного мира (шахтер) удалось убедить Верховный суд РФ в том, что отдельные положения Критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 687н (Критерии), нарушают его трудовые права.

Итак, шахтер получил травму на производстве, и первоначально, по итогам освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы, был признан пригодным к выполнению работы подземного проходчика, но при условии изменения условий труда. Утрата его трудоспособности составила 30 %. Но тут подвел медосмотр, который выявил ряд медицинских противопоказаний к выполнению подземных работ, физическим нагрузкам. Выявленные проблемы со здоровьем явились причиной отстранения его от работы, а затем и вовсе прекращения с ним трудового договора.

Шахтер обжаловал п. 3; абзац третий п. 17; абзац второй п. 18 Критериев, указав, что приведенные нормы нарушают его право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 % и, как следствие, его право на полное возмещение утраченного заработка.

ВС РФ в первой инстанции отклонил иск истца, однако в апелляции часть норм Критериев была признана недействительными.

Согласно законодательным нормам степень утраты в 30 % устанавливается в случае, когда пострадавший может выполнять работу, технически связанную с несчастным случаем. Оспариваемые положения третьего абзаца п. 17 Критериев устанавливают предельное значение 30 %, даже если пострадавший не может выполнять работу по своей предыдущей профессии.

Согласно Определению Апелляционной коллегии ВС РФ от 14 декабря 2023 г. № АПЛ23-440:

- отменено Решение Верховного суда Российской Федерации от 20 сентября 2023 г. в части отказа истцу в удовлетворении иска о признании частично недействующими абзаца третьего п. 17, абзаца второго п. 18 Критериев;

- принято новое решение, которым требование истца удовлетворено, со дня принятия поименованного Определения абзац третий п. 17 Критериев в части, предусматривающей установление степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 % в случае невозможности пострадавшим продолжать выполнять профессиональную деятельность, непосредственно предшествующую несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, а также абзац второй п. 18 указанных Критериев в части, ограничивающей суммарную степень утраты профессиональной трудоспособности максимальным размером не более 30 %, признаны недействующими.