Решение Верховного суда РФ от 14 февраля 2018 г. № АКПИ17-1046

Верховный суд РФ оставил в силе обязанность всех владельцев земли, прилегающей к лесу, устраивать за свой счет минерализованную противопожарную полосу либо убирать мусор, сухую траву, валежник и т. п. в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды.

Напомним, указанная обязанность появилась чуть больше года назад. Однако норма уже успела подвергнуться ожесточенной атаке: Верховный суд РФ рассмотрел административный иск о признании недействующими п. 72.3  Правил противопожарного режима в РФ и п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах.

Административный истец полагал, что спорная норма является неопределенной, неясной и двусмысленной, допускает неоднозначное толкование и создает основу для произвольного применения и злоупотребления: правоприменители сами решают, сошел снег или нет, а также – надолго ли зарядили осенние дожди. А между тем отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений устанавливает необоснованную широту дискреционных полномочий и поэтому является коррупциогенным фактором.

Вдобавок истец сослался на собственный горький опыт: два штрафа на четверть миллиона рублей были выписаны ему за мусор, обнаруженный в конце апреля. Снег-то к этому времени, может, и сошел, но из-за весенней распутицы регион ограничил движение по местным дорогам, так что спецтехника не могла легально проехать к прилесным участкам для проведения необходимых работ.

Рассмотрев материалы дела, Верховный суд РФ указал следующее:

- пожароопасный сезон в лесу – это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 «Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения»);

- Правительство РФ определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова;

- начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливает регион, исходя из своих природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах;

- какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы определял понятие «пожароопасного сезона», не имеется;

- согласно заключению Минюста России на проект постановления Правительства РФ, которое содержит оспариваемую норму, коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены.

Да и в конце концов, спорные нормы не лишают же истца права на судебную защиту: суд может установить, сошел снег или нет, в порядке КоАП РФ.

С учетом сказанного оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными. Поэтому административный иск не удовлетворен.