Финансовый управляющий по делу о банкротстве обратился в суд с заявлением об истребовании у покупателя ранее проданного должником автомобиля в связи с расторжением договора купли-продажи. Как оказалось, договор был расторгнут в судебном порядке по инициативе покупателя по причине существенного нарушения требований к качеству товара и суд взыскал с продавца покупную цену и обязал покупателя вернуть автомобиль после полной выплаты ему соответствующей суммы. Удовлетворяя требования истца, суды трех инстанций указывали:
1) расторжение договора купли-продажи восстановило за должником право собственности на автомобиль;
2) право покупателя на возврат покупной цены обеспечивается посредством его включения в реестр требований кредиторов;
3) возврат спорного имущества в конкурсную массу позволит финансовому управляющему произвести соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в том числе покупателя.
Однако Верховный суд РФ в Определении от 22 июля 2021 г. № 307-ЭС21-5824 указал, что эти выводы являются ошибочными. Им указано, что расторжение договора не отменяет ранее произошедший переход к покупателю права собственности на товар, и у продавца право собственности автоматически не восстанавливается. Вместе с тем, у покупателя возникает обязательство произвести обратное отчуждение товара продавцу, которое обусловлено возвратом последним денежных средств (ВС РФ обозначил такие обязательства как обратные (реверсивные)). Согласно абзацу первому п. 2 ст. 218, п. 1 ст. 223 ГК РФ до момента фактической обратной передачи продавцу товара его собственником является покупатель и соответственно в силу п. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве до этого момента такой товар не может рассматриваться как часть конкурсной массы должника. В этой ситуации покупателю можно предоставить право по определению дальнейшей судьбы вещи: оставить ее за собой или передать в конкурсную массу. ВС РФ отметил, что поскольку обязанность покупателя передать предмет договора заблокировалась невозможностью исполнить встречную обязанность по возврату покупной цены в связи с возбуждением в отношении продавца дела о банкротстве, оставление покупателем имущества за собой не войдет в противоречие с судебным решением о расторжении договора купли-продажи.