Антимонопольный комплаенс – это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 24 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 Закона № 135-ФЗ в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Как дополнительно разъясняет эту норму ФАС России, организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта, решение о его организации принимается хозяйствующим субъектом исключительно добровольно и остается полностью на его усмотрение (см. раздел III Разъяснений ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»).

При этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и(или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Частью 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, органы местного самоуправления не обязаны внедрять антимонопольный комплаенс, поскольку, во-первых, не являются хозяйствующими субъектами по смыслу норм Закона № 135-ФЗ, а во-вторых, организация антимонопольного комплаенса – это право, которое реализуется на добровольной основе.