Необходимость создания в организации бюджетной сферы постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее – Комиссии) обусловлена положениями п.п. 25, 34, 46, 51, 60, 61, 63, 339, 371 и 377 Инструкции № 157н.
На основании решения Комиссии осуществляются:
- принятие к учету, перемещение и выбытие объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (полезного использования);
- определение текущей оценочной стоимости безвозмездно полученного имущества;
- определение срока полезного использования имущества в целях начисления амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя;
- изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенных достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации;
- списание с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов;
- списание с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию (в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ).
Состав Комиссии по поступлению и выбытию активов утверждает руководитель учреждения. Требования к ее составу законодательно не установлены.
Как правило, члены Комиссии определяются из числа работников финансовых служб, бухгалтерии, службы главного инженера, руководителей профильных структурных подразделений. Кроме того, в состав комиссии можно включать независимых экспертов, которые не являются работниками учреждения. Привлечение таких специалистов может оформляться дополнительным приказом руководителя и носить разовое назначение.
Типовая форма приказа о создании Комиссии не определена, поэтому такой приказ составляется в произвольной форме.
В письме Минфина России от 30.06.2016 № 02-07-05/38450 указано, что, принимая во внимание многофункциональность деятельности Комиссии, решением руководителя учреждения возможно определить несколько направлений деятельности Комиссии с распределенными полномочиями.
Для упорядочения работы Комиссии рекомендуется разработать и утвердить соответствующее положение.