Согласно п. 267 Инструкции № 157н поступившие денежные средства, порядок дальнейшего использования которых зависит от наступления определенных условий, как правило, квалифицируются как «денежные средства во временном распоряжении». Причем распорядиться данными средствами возможно только двумя способами: осуществить возврат или перечислить по назначению.

При наступлении определенных событий такие денежные средства могут быть:

- возвращены плательщику;

- перечислены по назначению (например, непосредственному получателю или в доход соответствующего бюджета);

- зачислены в состав доходов бюджетного (автономного) учреждения.

При организации бухгалтерского учета и разработке учетной политики необходимо проводить четкую границу между доходами учреждения и средствами во временном распоряжении. Дело в том, что на дату поступления средств во временное распоряжение у учреждения нет правовых оснований рассматривать это событие в качестве увеличения экономических выгод организации или получения возможности полезного использования средств в течение отчетного периода. Использовать (расходовать) такие средства на собственные нужды и(или) распорядиться полученными денежными средствами по своему усмотрению учреждение не может (см. также письмо Минфина России от 10.09.2013 № 02-07-10/37335).

Для учета расчетов, возникающих при поступлении в учреждения таких средств, а также для отражения операций по перечислению денежных средств учреждением-заказчиком на эскроу-счетах применяется счет 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

При отражении в учете любых операций со средствами во временном распоряжении в 18-м разряде номера счета бухгалтерского учета указывается код вида деятельности «3» (п. 21.1 Инструкции № 157н).

К средствам во временном распоряжении, в частности, относятся:

1) обеспечительные платежи, в том числе:

- суммы, перечисляемые (вносимые) участниками торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в целях обеспечения заявок на участие в конкурсах, а также в целях обеспечения исполнения контрактов;

- суммы задатка как одного из способов обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ), в качестве которого признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ) (например, при осуществлении процедуры по заключению договора реализации имущества);

2) денежные средства, полученные на ответственное хранение;

3) суммы, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами (при наложении ареста на имущество обвиняемого или подозреваемого);

4) залоговые суммы, в том числе:

- суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции уполномоченных должностных лиц;

- суммы, вносимые арендаторами (например, по договору проката);

5) денежные средства, находящиеся на счетах эскроу;

6) средства грантов, поступающие на лицевой счет учреждения, не являющегося непосредственно грантополучателем, на основании соглашения между грантополучателем и учреждением в соответствии с договорами о выделении грантов, заключаемыми грантодателями с грантополучателями – физическими лицами (см., в частности, письма Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614, от 17.08.2016 № 02-07-10/48337, от 01.07.2016 № 02-06-10/38856, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899, от 16.10.2015 № 02-07-10/59926). Поскольку денежные средства принадлежат физическим лицам, учреждение выступает грантооператором и учитывает средства гранта в составе средств во временном распоряжении.

Общий порядок учета на счете 304 01:

 

Тип учреждения

казенное, органы власти

бюджетное, автономное

Структура счета

гКБК 3 304 01 73Х/83Х

схема формирования счета

0000 0000000000 000 3 304 01 73Х/83Х

схема формирования счета

Аналитический учет

Правила установлены Инструкцией № 157н:

- для формирования регистров учета смотрите п. 268, 269 Инструкции № 157н

допустимые счета

Рабочего плана счетов

допустимые счета

Рабочего плана счетов

Первичные документы

Унифицированные формы, утвержденные приказом № 52н:

- Бухгалтерская справка (ф. 0504833);

- Извещение (ф. 0504805).

Первичные документы, приложенные к выписке из соответствующих лицевых счетов. В частности, к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (ф. 0531962), Выписке из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963), Выписке из лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (ф. 0531762).

Унифицированные формы, утвержденные приказом № 61н:

- Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами со счета (ф. 0510437)

Регистры учета

Регистры учета, утвержденные приказом № 52н:

- Многографная карточка (ф. 0504054);

- Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071);

- Оборотная ведомость (ф. 0504036)

Корреспонденция счетов

Типовая, предусмотренная Инструкцией № 162н

Типовая, предусмотренная Инструкцией № 174н и Инструкцией № 183н